Все побежали, и я побежал. Посмотрела я это ваше «Слово пацана», хотя смотреть не хотела, где я и где пацанско-дворовая романтика? Более того, если что-то становится жутко популярным, я в эти игры стараюсь не играть, пока все не наиграются, чтобы отличить зерна от плевел, а моду — от действительно выдающегося в своем жанре. Но вчера нарушила свои принципы, и не пожалела.
«Слово пацана» — хороший пример современного, динамичного эмоционального кино, которое смотрится на одном дыхании. Можно до одури придираться к мелочам — вот тут деталька не из той эпохи вылезла, а из более поздней, вот тут некоторая неправдоподобность чувств персонажа. Но все это ерунда, по сравнению с тремя китами, за которые можно простить все.
- Идеальная плотность и динамичность сюжета, понятная современному человеку
- Ностальгия, но не по дефицитным шапкам, а по светлым чувствам и юности
- Хороший подбор актеров и хорошая игра, из-за которой персонажи выглядят выпуклыми и полноценно-разносторонними. Без этого очень легко было бы «убить» сериал плоским стереотипным образом «плохого парня».
Ну и конечно сверхзадача, которая считывается легко — боль. Это фильм, по-сути, не о пацанах. Он, как писали в свое время про стихотворение Блока «Незнакомка», о трагедии юности, не находящей пути в жизни. И об огромной материнской, родительской боли.
Кстати, чтобы было интереснее, можно пробежать глазами книгу «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х». Это не художественная литература, но для понимания истории страны весьма интересное чтение.
Еще одна мелочь, как показатель качества — Председатель комитета ГД по защите семьи Нина Останина обратилась в Следственный комитет и Роскомнадзор РФ для проверки сериала «Слово пацана» на предмет пропаганды опасного образа жизни для подростков, а также заодно еще одного сериала — «Пищеблок». Ну чудесно. На всю страну два человека, которые снимать умеют, их еще проверять. Хотя я понимаю, что государственный орган просто обязан реагировать на жалобы, а жалобы есть. Но не из-за этих сериалов происходят трагедии. Не из-за этих. Это «Антибригада». Она не может никого сагитировать стать «плохим». А кого-то, может, предупредит.
Отдельное спасибо создателям сериала за песню «Пыяла». Она прекрасна.
Критику я почитала тоже. Она в основном относится к точности деталей, желанию похвастаться собственным знанием тех времен и морализаторству, которое мне в произведениях совсем не нужно, например. Но есть здравое зерно. В сериале нет нормальных антагонистов. Есть «улица», и лживый, карикатурный и психически неустойчивый остальной мир. А был ли он только таким?
Если заметили в сериале что-то еще — вам слово. Не пацана, а просто.