По большому счёту, «И никого не стало» является «сериалом» с явной натяжкой: это всего три часовых серии, не предполагающие второго сезона; телефильм, если уж на то пошло, но не больше. Резоны его создания понятны: британцы, как здесь уже не раз говорилось, готовы с завидной постоянностью пересматривать всё новые и новые версии своего как классического, так и богатого детективного наследия; есть спрос — есть и предложение. Для российских же зрителей интерес тут, пожалуй, в сравнении — с лентой Станислава Говорухина «Десять негритят», которую с полным правом можно назвать эталонной. Причём эталонной не только в рамках нашего отечественного кинематографа, а объективно, в сравнении со многими другими экранизациями произведений Агаты Кристи. Новая постановка говорухинской заметно проигрывает.
Фрагмент из телесериала «И никого не стало»
Итак, в большом доме, одиноко стоящем на отдалённом острове, собралось десять человек, которых, казалось бы, мало что объединяет. Кто-то приехал повстречаться с давними знакомыми, кого-то привлекла обещанная вечеринка, кому-то предложили работу; общее недоумение множится ещё и потому, что вместо хозяев гостей встречают слуги, осведомлённые только о том, кого в какую комнату разместить. За ужином ситуация ещё более затуманивается: неизвестный голос предъявляет всем присутствующим обвинения в убийствах, которые совершил каждый из них, не понеся при этом никакого наказания…
Сложно представить, что кто-то может быть не знаком с сюжетом знаменитейшего романа, но ведь всё бывает в первый раз; так что поставим себя на место тех, кому предстоит впервые встретиться с этими героями — и умолчим как о том, что накалит ситуацию тем же вечером, так, разумеется, и о том, кто в итоге окажется убийцей. Нет, это будет не дворецкий.
Промо-фото к мини-сериалу «И никого не стало»
Столь же сложно, пожалуй, будет вообразить тот шок, что некогда вызвала Агата Кристи в читательской среде своим лучшим романом. Это сейчас, спустя более чем семь десятилетий, мы знаем уже все сюжетные ходы-выходы — и детективщикам приходится либо придерживаться давно наработанных схем, либо изгаляться как-то уж совсем хитроумно, чтобы хоть ненадолго, но завести своего читателя-зрителя в тупик неизвестности. В 1939-м — год, когда был издан роман — всё было совершенно иначе: и не то что бы народ был наивнее, просто писатели не успели ещё придумать всего-всего. Величие Кристи — недаром при жизни прозванной Королевой детектива — в том и состоит, что именно она в своё время сочинила и описала великое множество убийств и прочих преступлений, которые с тех пор лекалами легли в основу сотен и тысяч самых разнообразных произведений. Но даже в её весьма впечатляющем наследии уникальность «Десяти негритят» сохраняется и по сию пору.
В первую очередь она в самой придумке, а как следствие и в структуре: энное количество человек в некоем замкнутом пространстве, что волей-неволей наводит на мысль, что убийца — непосредственно кто-то из них. Но даже при всей немногочисленности подозреваемых — вот они, выбирай любого! — безошибочно указать на злодея здесь решительно никак невозможно. Можно гадать, можно тыкать пальцем — но в арсенале автора припасен финт, который наверняка разрушит даже самую верную догадку. Впрочем, только лишь в том случае разрушит, если предположивший уже не встречался с аналогичной схемой при совершенно другом расследовании — что, опять же, вполне допустимо, так как наследие Агаты Кристи получило необыкновенное многообразие воплощений.
Трейлер телесериала «И никого не стало»
Единственное, чего не предусмотрела Королева — поправки на далеко вперёд шагнувшее время. К современности с её фейсбуками, твиттерами и инстаграмами адаптируются далеко не все её истории — разве что экранизаторам не придёт в голову самым решительным образом отрубить по всей округе связь, чтобы нельзя было вызвать подмогу. С «Негритятами» подобный трюк было бы выполнить сложнее ещё и благодаря предыстории каждого из героев и тем причинам, что заманили их на остров. Наверняка осовремененная версия не смогла бы заткнуть даже половины возникших бы тогда дыр, поэтому время действия то же, что и прежде — 1939-й.
Постер мини-сериала «И никого не стало»
Кстати, пора уже пояснить, почему речь всё время идёт о «Десяти негритятах», в то время как фильм называется «И никого не стало». Ответ лежит на поверхности: пресловутая политкорректность. Причём, что даже удивительно, название в своё время пришлось поменять самой Агате Кристи — для американского, понятное дело, издания романа (чуть позже она написала и пьесу с новым заголовком и изменённым финалом, но нынешняя экранизация, по счастью, основана на первом варианте развития событий). Сегодня Негритянский остров переименован в Солдатский, а фигурки негритят, соответственно, заменены весьма условными солдатиками. Смех, да и только, но ведь нужно было бы быть Квентином Тарантино, чтобы осмелиться сохранить оригинальный текст в неприкосновенности.
Ряд иных поправок, присутствующих в новой картине, носят косметический характер и вызваны, скорее, производственной необходимостью «растянуть» довольно компактную, в принципе, историю на без малого три часа. Ради конкретной визуализации изменены некоторые преступления, в которых обвиняются персонажи: генерал не послал солдата на смерть, а застрелил самолично; полицейский буквально забил заключённого в камере. Для пущего драматизма некоторые из призраков прошлого оживают и являются своим вольным или невольным убийцам. Сложнее мотивировать разухабистую гулянку с употреблением не только алкоголя, но и наркотиков; видимо, иным способом показать противоречивые чувства, обуявшие героев в момент смертельной опасности, у авторов не получилось.
Фрагмент из телесериала «И никого не стало»
Возвращаясь к фильму Говорухина — конечно, он при просмотре сильно «мешает». И не только потому, что всё уже знаешь, но и потому, что всех «узнаёшь». Сразу, с первых же кадров, тут начинаешь прикидывать: ну, это «Друбич», понятно; это «Абдулов», «Кайдановский», «Жарков»… Сэм Нилл выглядит сильно моложе тогдашнего Глузского, хотя на самом деле — почти ровесник. За «Максакову» — Миранда Ричардсон, в начале девяностых отмеченная двумя номинациями на «Оскар». «Зельдина» играет Чарльз Дэнс — который и раньше был более-менее известным артистом, но после «Игры престолов» весомо прибавил в популярности.
В игре «найди десять различий» самой кардинальной переменой многим наверняка покажется финал истории, который в нашем фильме был необыкновенно эффектным, обескураживающим и ошеломляющим. Здесь же развязка проговорена бегло, неинтересно и неестественно, с условной точкой вместо необходимого восклицательного знака. Резюме: рекомендовать «И никого не стало» к обязательному просмотру явно не стоит; любопытства ради — пожалуйста, но молодым поклонникам качественного напряжённого детектива лучше всё-таки поискать российскую экранизацию, ежели до сих пор не довелось её увидеть.
Кадр из мини-сериала «И никого не стало»