Кэрри затеяла новую жизнь: Берлин, новый парень, дочка подрастает и уже ходит в детсад. Уйдя из ЦРУ, женщина с непростой судьбой обеспечивает теперь охрану немецкому миллионеру. Саул, в свою очередь возглавивший европейское отделение, обижен, обвиняя любимую ученицу (судя по всему, не без оснований) в том, что она перешла на другую сторону. Таким образом, для нового начальника Кэрри вроде как еще цээрушница со связями (бывших агентов не бывает), а для оставленных в прошлом коллег — уже точно чужая, свежими новостями с ней не поделишься: секретно. Эта двойственность, кстати, вновь приближает сюжет к тому названию, под которым «Родина» первоначально стала известна в России: «Чужой среди своих» — только с поправкой на женский род.
Завязка пятого сезона такова, что берлинский филиал Конторы допускает утечку со своих серверов архиважных документов, касающихся прорабатываемой совместно с немцами программы наблюдения за гражданскими. В это же время упомянутый миллионер, невзирая на опасность, намерен лететь в Ливан помогать беженцам — и Кэрри вынуждена «стучаться» к террористам, чтобы его там сразу не убили. Питер Куинн между тем жив и здоров — заявленная в финале прошлого сезона интрига с его отлетом в горячую точку не сработала: проведя «два года в дерьме», он уже вернулся и советует своему руководству либо послать на Ближний Восток учителей с врачами, либо сравнять его с землей без лишних вопросов. Противник, по его сведениям, готовит конец света — в то время как у американцев нет на этот счет никакой вменяемой стратегии. Засунув красный платок в нагрудный карман пиджака (раньше еще выставляли цветок на подоконник), Саул отправляет Куинна на заранее неодобряемое властями задание…
Можно спорить с высокой оценкой «Родины», уверяя, например, что «Игра престолов» круче, а «Карточный домик» — драматичнее. Любое мнение субъективно по своей сути, и то, что его разделяют (или не разделяют) другие, не есть показатель объективности. Поэтому тут хочется отстраниться от личных привязанностей к Клэр Дэйнс (Джульетте образца 1996-го, что для многих по-прежнему важно) и выделить несомненные плюсы проекта — без связки с конкретными сезонами.
«Родина» рассказывает о шпионах-разведчиках — а эта тема интересна всегда и практически в любом исполнении.
«Родина» показывает «кухню», на которой вряд ли сможет побывать простой смертный. И хотя мы часто видим работу ЦРУ в кино, телевизионный формат дает больше возможностей отобразить ее со всеми нюансами.
«Родина» сильна своей актуальностью. Не то чтобы сериал рассказывает о событиях «здесь и сейчас», но его приближенность к новостной повестке очевидна. Отблеск событий в Сирии и тень Эдварда Сноудена мелькают в первой серии пятого сезона вовсе не зря.
Как художественное произведение «Родина» выделяется на фоне прочих умело закрученной интригой, неослабевающим действием и постоянной смертельной опасностью. Привычное понимание «главного героя не убьют» работает здесь лишь отчасти — чему подтверждением финал третьего сезона и по меньшей мере две сюжетные линии в четвертом.
Причем главная героиня здесь — особая песня. Не будем углубляться в медицинские тонкости, но если пройтись по поверхности: аналитик с легкой склонностью к шизофрении — это один из сильнейших образов сегодняшнего дня. Не новый — мы можем вспомнить и других спецагентов, не вполне отличающихся адекватностью, — но воплощенный в жизнь с таким блеском, что мама не горюй — иначе и не скажешь (поклонникам сериала, к слову, хочется рекомендовать к обязательному просмотру телефильм «Тэмпл Грандин», принесший Клэр Дэйнс первую премию «Эмми»: посмотрев его, вы поймете, почему именно ее позвали играть Кэрри Мэтисон в «Родине»).
Но стоит заметить, что и все прочие не менее правдоподобно выписанные герои представлены на экране с той же достоверностью — благодаря замечательному актерскому ансамблю. Даже выделяя исполнителей центральных ролей, нельзя не признать, что мастерами здесь являются все — даже те, кто попадает в поле зрения камеры совсем ненадолго.
Здесь следует сделать еще одну ремарку. Непатриотично это признавать, но «Родина» — один из ярчайших примеров того, что в Америке нет просто «средних артистов»; там все, кто попадает в кадр, умеют держать нужное состояние — иначе они, вероятнее всего, лишаются работы. У нас же (что легко заметить) ставка делается на «звезду», которая своей «работой по Станиславскому» как будто бы прикрывает косяки второго и третьего планов. Как это ни печально, но имея в прошлом великую актерскую школу, заветы которой продолжают нести по меньшей мере четыре прославленных театральных вуза, на телевидении или в кино мы то и дело натыкаемся на откровенную халтуру — словно бы к менее знаменитому артисту и претензий должно быть меньше. Это неправильный подход — и зарубежные сериалы (в частности) свидетельствуют об этом со всей наглядностью.
Возвращаясь к плюсам проекта… Впрочем, нет, лучше о другом — о новой эре телевидения, слова о которой также прозвучали выше. Несомненно, что она началась не прямо сейчас, а какое-то время назад, довольно даже давно. Это эра сериалов принципиально нового качества — не бытовавших ранее «мыльных опер», а настоящего кино, только сильно раздвинутого во времени.
И вот даже среди потока первоклассных драм, которые обрушились на зрителя в последние годы, «Родина» выделяется какой-то своей… ну, непрошибаемостью, что ли. Здесь нет никакого «виляния хвостом», цели и задачи просты до банальности: за нами — страна, ее надо защитить, и все методы в этом вопросе заранее одобрены. Враг не сдается — врага убивают. Но пасаран, пощады не будет.
Прозрачность и ясность этой идеи — то, чего определенно не хватало недавнему российскому ремейку (показавшему, чего уж там, всю скудность нашего хваленого «профессионализма»).
Еще про актуальность. Создатели сериала обещают провести параллели с террористами ИГИЛ и нападением на парижский офис редакции «Шарли Эбдо», высказаться по поводу кризиса на Украине и даже сделать одним из героев повествования самого Владимира Путина (что ранее уже удалось авторам уже упомянутого «Карточного домика»). Посмотрим, как это все у них получится: «Родина» останется в эфире до конца года.