Кино

Сериалы: физрук Фома направляется к президенту

0 2509

Фому толком так и не посадили: подержали года полтора в застенках — да и выпустили. Но расклад за это время кардинальным образом поменялся: Мамай умер, Белку закрыли, Димас всё украл и смылся, а Саня для большего соответствия своему новому статусу уже готова поменять фамилию на Просёрову. Щёлканье по телевизионным каналам подсказывает бывшему физруку гениальную идею: пойти со своими проблемами в Изумрудный город (то бишь Кремль), дабы «на вась-вась» попросить помощи у мудрого волшебника Гудвина (то есть, у самого президента).

Ролик третьего сезона телесериала «Физрук»: «Фома возвращается»

Нет ничего странного в том, что «Физрука» полюбил народ; удивительно то, что его полюбили ещё и высоколобые критики. Пиком признания стали вовсе не рейтинги; по-настоящему «круто» вышло тогда, когда журнал «Сеанс» — по определению самой редакции, «лучший в России чёрно-белый журнал о кино» — включил первые два сезона сериала в список пяти (пяти !!!) лучших русских фильмов 2014-го года; а это, на минуточку, был год с одной из самых сильных конкурсных программ в истории «Кинотавра». Запущенная кем-то фраза о том, что «Физрук» «объединил Россию айфона с Россией шансона», звучала как приговор: ты лох и двоечник, если ещё не видел.

Удивление тем сильнее, что все плюсы сериала сконцентрированы в паре его вступительных серий — после чего смотреть уже, по большому счёту, не на что, а смеяться нечему. В наличии, безусловно, классный зачин и фактурный герой (бычара из девяностых становится педагогом) — но стоит ли и правда всерьёз восторгаться развитием сюжета (не самого оригинального, если быть до конца честным), в котором даже харизматичному и замечательному Дмитрию Нагиеву порой совершенно нечего делать? И разве несколько шуток извиняют тот непреложный факт, что эфирное пространство между ними сшито толстыми белыми нитками?..

Ролик третьего сезона телесериала «Физрук»: «Герои»

Белониточный принцип остался характерной чертой сериала и в третьем сезоне, хотя у его создателей было и время, и наверняка все возможности для того, чтобы это, наконец-то, исправить. Исправлять не стали; почему — вопрос открытый. Возможно, сочли, что раз прокатило тогда, то прокатит и сейчас. С точки зрения сиюминутной выгоды это вполне логичное решение, а историческая перспектива на нашем ТВ давно уже никого не заботит. С другой стороны, следует ли вообще подходить к комедии со столь пристальным разбором? Было бы смешно, остальное неважно — разве нет?.. Ну, а если не смешно — может быть, это у зрителей с чувством юмора что-то не очень?..

Так что если не акцентировать внимания на том, сколь странным образом Фома вдруг взял да и стал директором школы, остаётся вести учёт «смешным» моментам. Их, к сожалению, немного, но они всё-таки есть — пусть большинство и непередаваемы на печати, ибо работают только в паре с интонациями Нагиева, его мимикой и жестами. Вот он прикидывает, сколько могут стоить картины Никаса Сафронова: «Помнишь, мы у него за долги отжали»; вот делится воспоминаниями о девяностых, когда погибшие кормили не червей, а грачей: «В то время даже пяток не присыпали землёй». Вот наведывается к старой знакомой: «Ты мне помогаешь, я тебя не шантажирую»; вот ставит задачу укомплектовать штат новыми помощниками: «Половину зарплаты мне».

Ролик третьего сезона телесериала «Физрук»: «Усач + Саша»

Есть шутки и про кино — взять хотя бы портрет Эйзенштейна за спиной героя или хлопушку с названием «Любить по-русски 4» (один из былых авторитетов якобы занялся кинопроизводством). Самая, впрочем, очевидная — пародия на «Шерлока»: с массой обнаруженных деталей, но с плачевной неспособностью сделать надлежащие выводы. Однако когда свои творческие амбиции обнажает Валентин, начиная затирать про то, как «случайно встретился во ВГИКе со Звягинцевым — ну и дал по доброте душевной пару советов, как выбраться из фестивального болота и научиться снимать мейнстрим», и резюмируя, что «режиссёрский дар — это как третий сосок: либо он есть, либо его нет», — становится, право слово, несколько не по себе: как говорится, уж чья бы корова мычала.

Очевидный провис сериала — в появлении писателя Алексея Иванова (оставим по боку вопрос, зачем это было нужно живому классику): если физруку так нужно было ознакомиться с его творчеством, чего ради он принялся читать пятьсот страниц «Географа» («меньше, чем дело уголовное»), когда за два часа можно было ознакомиться с экранизацией?..

Ролик третьего сезона телесериала «Физрук»: «Фома разбушевался»

Так и получается, что единственное, на что поневоле обращаешь внимание — политический аспект, вполне очевидный в виду магистральной сюжетной ниточки. К сожалению, он весьма хиленький — видать, замаха хватило только на главный удар. «Хватит демократию зажимать, итак страну просеронили»; «Может, это единственный раз в жизни, когда мы с вами можем голосовать»; «Я тебе искренне сочувствую, что тебе приходится работать с этим бешеным принтером» — всего этого откровенно маловато для полноценной сатиры, но хочет ли вообще сериал становиться таковой?.. «Страна в опасности», — оправдывает герой своё многодневное бодрствование; ну и?.. Но нет, нет никаких решений, как вывести её из болота.

«Физрук» не бежит за актуальностью (хотя у Фомы, как у человека, на своём веку повидавшего многое, наверняка бы нашлось, что сказать по текущей повестке), а потому неожиданное столкновение с реалиями сегодняшнего дня даже интригует. Речь о том моменте, когда герой набирает номер прямой линии с президентом — и вежливый голос интересуется сутью его обращения. Тут, конечно, неважно, что позвонил Фома четвёртого апреля, а настоящий колл-центр начал работать только седьмого (как неважно и то, что он в результате не договорил, а бросил трубку). Но вот если в серии от 14-го апреля — когда Владимир Путин действительно будет принимать звонки со всей страны, отвечая на них в прямом эфире, — это событие каким-либо образом будет обыграно, то тогда действительно можно будет сказать, что третий сезон вырвался за отведённые ему границы условности, совершив пусть маленький, но всё-таки переворот в жанре.

Пока же правдоподобное развитие сюжетным линиям определённо не грозит, и президент остаётся в сериале аналогом синей птицы или золотой рыбки — чем-то весьма смутным, далёким и придуманным исключительно для привлечения внимания.

Ролик третьего сезона телесериала «Физрук»: «Таня + Фома»

О чём сказать ещё — с учётом того, что пока что показана только четверть сезона? Несомненный плюс в том, что сериал избавился от Александра Гордона — совершенно не умея играть, он с самого начала был самым слабым звеном всего проекта. Правда, в смерти его персонажа (случившейся, по легенде, сразу после памятного финала сороковой серии) определённо что-то не так — и с точки зрения сюжета возвращение Мамая более чем вероятно. Безусловный минус — исчезновение Белки: Екатерина Мельник, по сути, на себе одной вынесла весь второй сезон, став для нашего ТВ образцовым, почти идеальным злодеем. Странно, почему она оказалась не нужна сегодня: с её связями физрук пробился бы к Путину на раз-два-три (хотя тут и возник бы конфликт интересов).

Обе любовные линии — что ревность Фомы к обретшей нового хахаля Тане, что затянувшиеся претензии Усача на похудевшую Саню, вокруг которой начинает вырисовывать круги жёлторотый диджей — ничего кроме неловкого сочувствия не вызывают. Молодцом показал себя разве что Псих, ставший, наконец, открыто сожительствовать со стриптизёршей Полиной — но там никаких «отношений» нет, и такое впечатление, что этот союз был скреплён исключительно для того, чтобы на визитах в клуб киношникам лишний раз не тратиться. И когда Полина философски замечает, что «у нас уже не дом, а „Дом 2“ какой-то», в этих словах на самом деле нет ничего, кроме иронической внутриканальной рекламы.

Ролик третьего сезона телесериала «Физрук»: «Глубокие отношения»

В финале пятой серии — последней из на данный момент показанных — герои сериала гоняют по ночной столице на БТРе. Где они его нашли и как — остаётся за кадром, важен сам жест, своей невозмутимой наглостью отметающий любые возражения. Эта наглость идёт «Физруку» — потому как без неё происходит полное обнуление и смотреть остаётся не на что.