«Физрук» никогда не был подлинно великим сериалом, и вся его всероссийская слава зиждется, в основном, на крайне удачно найденном образе главного героя в исполнении Дмитрия Нагиева, телезвезды № 1 нашего времени. Но и Нагиев не всесилен — и когда на ТНТ решили перезапустить сериал лишь с ним одним, беспощадно выкинув всех прочих героев, то напоролись на очевидное: артист готов шутить, но ничего не может сделать, когда для него не придумали шуток. Четвёртый сезон «Физрука» вообще не смешной — и уже на этом можно заканчивать рассуждать о нём как о ситкоме.
О чём можно здесь говорить, так это о незаурядной попытке обратить внимание общественности на удручающее положение дел в провинции. Вопреки намеченному курсу на исключительно положительные новости из регионов, федеральный канал в кой-то веки проводит жёсткую критику тамошних властей — с их самодурством, мелочной тиранией, удушением культуры, давлением на прессу и далее по списку (который пусть и не полон, но впечатляющ).
Ролик сериала «Физрук»
Мэрия Железногорска («Мягко говоря, за МКАДом») терроризирует драматический театр: торговый центр на этой земле смотрелся бы краше. Самого мэра «нахлобучили» из Москвы, и при первой же опасности он трусливо сбегает «на конференцию малых городов в Эмираты», оставляя решать все вопросы своему заму из местных. А тот — из бывших бандосов, давно подмял под себя весь город, и если скажет проштрафившемуся поменять фамилию на Рукожопов — тот идёт и меняет, потому как иного выхода нет, иначе работы не будет.
«Да что ты знаешь про нашу жизнь?!.» — вот это восклицание в адрес заезжего гостя точнее всего отражает описываемый здесь российский мир. И совсем нешуточным кажется удивление героя Нагиева, когда он, начитавшись в туалете Конституции, узнаёт, что у нас есть не только обязанности, но ещё и права. Соблюсти которые он и пытается, призывая местное население для начала к забастовке, а потом, возможно, и бунту.
В самом же театре после бесконечной череды детских утренников ставят шварцевского «Дракона», но худрук, замахнувшийся на самую актуальную пьесу из классических (Виктор Сухоруков), словно бы и сам не верит в возможность перемен, объясняя своей помощнице (Софья Райзман из «Гуляй, Вася!») самое главное: «Русский человек, Софья, всегда готов ещё немного потерпеть, главное — не уточнять, сколько продлится это немного»…
Ролик сериала «Физрук»
Вся эта правда-матка, разумеется, необыкновенно полезна сама по себе: да, обо всём этом надо говорить, да, в телевизионном эфире необходимо подчёркивать, что жить в России не так просто, как иной раз представляется. Но делать это в формате «Физрука» — даже не смешно, а нелепо. Хорошо известный нам Фома — и вдруг правозащитник!.. Нет, ну всякие метаморфозы в жизни возможны, конечно, но зачем нам эта?..
К тому же подобный драматический настрой идёт вразрез с прошлыми сезонами шоу — и потому вряд ли воспринимается зрителями всерьёз, по-настоящему, а не понарошку. Вряд ли «Физрука» начнёт сейчас смотреть новый человек — а устоявшаяся аудитория сериала привыкла ведь к совершенно другому. Для чего было обманывать её, предлагая сюжет из совершенно другой оперы — не очень понятно; ради каких рейтингов?.. Впечатление такое, что популярного героя просто насильно вписали в уже существовавший сценарий не про него, и зря — если уж хотели на ТНТ сделать драму, то куда лучше получилось бы начать её с чистого листа.
«Физрук 4» — ни рыба ни мясо, попытка усидеть на двух стульях разом, не увенчавшаяся, конечно, успехом. Если это финал истории Олега Фомина (теперь — Фомина-Шиловского), то финал во многих отношениях прискорбный. Правда, обещают ещё и полнометражный фильм, у которого и название есть: «Физрук спасает Россию». Но в успех этого предприятия сегодня верится с трудом.
Ролик сериала «Ивановы-Ивановы»
Совсем другое дело — «Ивановы-Ивановы». Они также не обошлись без критики современной России — сконцентрированной, впрочем, на до комизма обострённом противопоставлении богатых и бедных, — но при этом оказались неожиданно смешными: шуток и гэгов тут не пожалели, хохотать порой можно безостановочно.
Если новый «Физрук» испробовал сменить комедийный жанр на трагикомический, то «Ивановы-Ивановы» с чисто российской удалью трагический сюжетный зачин превращают в повод для зубоскальства.
В одном роддоме шестнадцать лет назад случайно подменили детей — тема, достойная слезоточивой передачи Малахова, эмоционального индийского мюзикла или «высокой драмы» голливудского уровня. Здесь же все переживания сводятся на нет, и берётся только маловероятная, но забавная по задумке идея: а что если полунищая семья, воспитавшая одного мальчика, переедет на неопределённое время в дом к очень обеспеченным людям, взрастившим в свою очередь их сына?..
Таким образом, история с давней подменой уходит на второй план, на первом оставляя совершенно иное — то классовое разделение наших людей, которое всё отчётливее проявляется сейчас, в устоявшуюся эпоху стабильности.
Ролик сериала «Ивановы-Ивановы»
События здесь также разворачиваются далеко за пределами столичной кольцевой (в какой-то момент мы понимаем, что герои живут в Воронеже), но действие редко выбирается за пределы роскошного особняка богатых Ивановых (или школы, где учатся молодые герои) — что позволяет вести речь о весьма условном уголке нашей страны, более-менее похожем на все остальные.
Коктейли в бассейне против пива из сапога, вертолёт против дряхлого мотоцикла, икра толстым слоем против экономии восьми рублей на гречке… Даже титр здесь — и то со смыслом: «Ивановы» золотом / «Ивановы» деревом.
Богатством сериала становятся пусть шаржированные, но легко узнаваемые персонажи, анекдотичные, но вместе с тем типичные ситуации. В связи с чем за успех тут отвечает не один артист-лидер, а вся команда — и в первую очередь верхушка актёрского ансамбля: Михаил Трухин, Анна Уколова и Юрий Ицков, Сергей Бурунов и Александра Флоринская, Семён Трескунов и Алексей Лукин.
Ролик сериала «Ивановы-Ивановы»
Очевидно, что СТС продолжает работать на поле «семейного сериала», чуток по-новому вспахивая тему, обеспечившую многолетний успех «Ворониным». Но «Ивановы» — как будто бы «взрослее»: несмотря на присутствие в кадре подростков, тут много шуток чуть ли не 18+, и про алкоголь, и с сексуальным подтекстом.
Что объединяет эти сериалы, так это сквозная тема всеобщего примирения — когда настолько разные и совершенно чужие, в принципе, друг другу люди каждый раз заново открывают для себя простую истину, что жить лучше в мире и в дружбе, что раз судьба свела их всех вместе — стало быть, для чего-то это и надо.
«Я думал, с тобой жизни нет, а её нет без тебя», — говорит один Иванов другому, и в этом вынужденном признании — вся соль этой пусть и фантастичной, но по-своему очаровательной истории, совершенно невозможной, надо полагать, в наших реалиях, но дающей хоть призрачную, но надежду, что все люди в нашей стране — не враги, а друзья и товарищи, братья и сёстры.
Кому-то может показаться, что этот сериал — из разряда «постыдных удовольствий»: мол, смотреть — смотришь, но на работе об этом точно никому не расскажешь. И зря: благодаря ему на ниве российских ситкомов появилось ещё одно вполне достойное название. Бесконечно развивать заявленную здесь ситуацию будет, правда, непросто — и, быть может, не стоит вовсе (напрашивается вариант переезда богатых к бедным?..). В любом случае, на уровне первого сезона с поставленной задачей все справились очень даже неплохо — и смотреть было весело, и вспомнить приятно.