Кино

Сериалы: «Квест» — еще один псевдоевропейский продукт на российском ТВ

0 1953

Латышские полицейские предъявляют задержанным тягчайшие обвинения: шестеро ранее незнакомых друг с другом людей за двое суток наделали столько бед, что у следствия возникло множество вопросов.

Перебежав на несколько дней назад, история завязывается с того, что семеро людей в возрасте от 22 до 45 лет — композитор, работу которого отклонили заказчики, журналистка, газете которой вчинили иск на миллион долларов за проведенное ею расследование, хакер, автослесарь, аудитор, бывший вояка и просто девушка со своими проблемами — по разным причинам собираются в баре с характерным названием «Фантом».

Вечер перестает быть томным в тот момент, как их вдруг начинают травить газом. Очнувшись (как выяснится позже — спустя неделю) на какой-то крыше переодетыми в комбинезоны с вычурными и неснимаемыми часами на руках (там еще иголка внутри), они чувствуют отнюдь не легкое недомогание, причину которого быстро разъясняет телефонный звонок. Вежливый женский голос обещает им всем страшные мучения и смерть от удушья, если за следующие пять минут они не разыщут заныканный где-то чудодейственный ингибитор.

Противоядие обнуляет стрелки, но не у всех: с одним персонажем прочие так и не успели толком познакомиться… До следующего приема препарата осталось чуть менее восьми часов, но где его искать — та еще загадка.

Трейлер сериала «Квест»

Главные принципы «Квеста» сформулированы в первых же его фразах, произносимых в 1735 году неким воинствующим старичком, которого позже назовут Его Превосходительством: «Человек жалок и слаб, исключений не существует», «К черту здравый смысл, к черту страх и чувство вины», «Действовать — это единственный способ почувствовать себя живым». Первая цитата покрывает собой все представленные здесь психологические портреты, вторая отвечает за логику повествования, третья обосновывает динамику происходящего.

Подобное вступление со столь емкой характеристикой уготованного нам зрелища можно было бы счесть творческой удачей, если б не подозрение, что зритель его все равно пропустит, не подоспев к экрану ровно-ровно или не отрешившись ещё от прочих будничных дел, не дочитав фейсбучную ленту, не посвятив себя полностью экрану. Поданная в проброс, без должного акцента, эта сцена в итоге выполняет функцию «подушки» между последней рекламой и вступительными титрами — и вряд ли будет воспринята с должным вниманием. Потому как потом за бедняжкой-красоткой погонятся бульдоги — ну и все философствования уйдут из сериала напрочь.

Со временем станет известно и имя этого нехорошего «колдуна» — Яков Брюс, сподвижник Петра I, образованнейший человек своего времени, тот самый, которому уже посвящены мультипликационные сериал и полный метр «Тайна Сухаревой башни». Однако в первых четырех сериях «Квеста», заранее показанных прессе (а это программа на целую неделю в эфире), его роль в данной истории остается крайне туманной, и все намеки про мистическое наследие остаются не более чем намеками. Много ли найдется таких, кто настроится докопаться до истины, — вопрос будущих рейтингов.

1 Промо-фото к сериалу «Квест» © СТС

Несоответствие заявки готовому продукту — одна из принципиальных проблем нового сериала. Все-таки и название, и обозначенный жанр — исторический экшен — предполагают не просто бегалки-гонялки за противоядием, но и решение каких-нибудь задач, работу не только ног, но и мозга.

Чтоб было понятнее, сравним «Квест» с «Кодом да Винчи» или «Сокровищами нации» — при всем различии форматов и сюжетов, тут много общего (с «Кодом», как спойлерничают знатоки, так даже больше, чем можно себе представить). Фильмы были от и до построены на цепочке загадок: решалась одна — тут же появлялась другая. Неважно, что внутри там был заложен невероятный процент бреда: весь этот бред авторы так ловко и бережно вложили в уста героев-умников, что поневоле создавалось ощущение невиданной доселе информативной насыщенности — словно не в кино побывал, а на уроке истории. Азартно сочетая подлинные факты с вымыслом, создатели картин добились по меньшей мере одного: человек, зашедший в зал исключительно с целью бездумно развлечься, мог выйти с мыслью «Надо бы узнать об этом побольше».

2 Промо-фото к сериалу «Квест» © СТС

Ничего этого в сериале нет и в помине (опять следует уточнить: в первых четырех сериях, — но простите, дальше мой интерес уже испаряется). Жалкий минимум: в сюжет впихнуты шкатулка с особо хитрым замком, взломать который лучшие умы не могли на протяжении двухсот лет (надо ли говорить, что это недоразумение было тут же исправлено), плюс загадочный шифр со строчками из Exegi monumentum Горация.

Мысленный процесс персонажей охарактеризован лихорадочными озираниями да оглядываниями — и беспрестанно болтающейся камерой, своей суетливостью маскирующей недостаток сценарной идеи. Чтобы открыть лифт, достаточно оказалось опустить монетку в музыкальный аппарат; что мешало задействовать здесь выбор песни — чтобы хоть как-то не зависеть от случайности или рока?.. Есть подозрение, что вышеназванный мультфильм — куда познавательнее.

Ролик сериала «Квест»

Но не сказать, что и ноги персонажей удостоились сколь-либо внятной проработки: как правило, они не бегут, а тащатся, съедаемые неумолимым ядом. Тут соблюден первейший закон: герои могут всю серию заниматься чем угодно, но прием спасительной инъекции — ровно по расписанию: неизменно за минуту до неминуемой смерти. После затяжного предисловия очнувшись на крыше, герои спускаются вниз, едут в город (тут очень удачно подворачивается микроавтобус с добрым селянином), расходятся по делам, вновь собираются и кушают пиццу, после чего отправляются грабить краеведческий музей, где невольно захватывают заложников…

Им жить всего ничего, но впечатление такое, что никто никуда не торопится — и дело тут не в их поведении (истерику изобразить легче легкого), а в темпоритме, ошибочно выбранном для такого рассказа. Все это могло бы быть раза в два-три если уж не содержательнее, то быстрее; но тогда и серий вышло бы не шестнадцать, а восемь или пять — что в лучшую сторону сказалось бы на качестве, но уменьшило б окупающую затраты рекламу. А кто ж на такое пойдет, тем более в угоду зрителю, который и так ест все, что ему предлагают?..

3 Кадр из сериала «Квест» © СТС

Эффектное столкновение с поездом, напополам перерубающим машину, — это только для затравки; далее весь экшен — томительные ходилки с выпученными глазами да кратковременная погоня с участием бомжа в мусорном контейнере. Но дыщ-дыщ-дыщ: неумолкаемо пульсирующая музыка призвана заглушить вялость действия — кого-то, быть может, она и правда обманет. Да, есть еще огненные ловушки в катакомбах; пресс-релиз сообщает, что на съемках той сцены у Павла Прилучного загорелся парик, резюмируя, что «к счастью, пламя удалось быстро сбить». Невольно подумаешь, что счастье — понятие относительное.

Но вдруг отсутствие внятных загадок и стремительного действия с лихвой компенсируется тщательной проработкой неординарных характеров?.. Ха, как бы не так. При столь небрежной растрате нашего времени — одни вымученные маски. Девочки, как водится, различаются по цвету волос, Прилучный выделен упомянутым длинным париком, у хакера — кудряшки…

4 Кадр из сериала «Квест» © СТС

Героиня Марины Петренко неплохо дерется (на художественной гимнастике, мол, научилась) и падает в притворный обморок («реакция на искусство»), но чаще пытается покорить нас местечковым эротизмом, противореча при этом сама себе. Ведь если сперва она с легкостью обнажается перед коллегой, замечающим отсутствие у нее трусов (эта шутка — то малое, что здесь есть из эротики), то зачем потом, занимаясь своей грудью, произносить так не идущую ей фразу: «Кто будет подглядывать — убью»? Полученный на это скорбный ответ: «Мы и так все скоро умрем», — окончательно перекрывает кислород любому сексуальному напряжению. Кстати, явно невежливое перетягивание одеяла на себя в и без того патовой ситуации с героями объясняется предельно просто: актриса по совместительству является еще и сопродюсером сериала.

Единственный не то чтобы прописанный, но как-то по-честному обжитый персонаж — у Михаила Евланова, да и то, видимо, потому, что Евланов — единственный здесь Артист, со своей органикой и способностью раствориться в любом, даже самом пустяшном материале. Задумчивый мужчина с отменной реакцией, одним словом умудряющийся обозначить все свое прошлое, он всю дорогу, охая, переживает: «Вот жизнь… За кефирчиком вышел», — но ведь и ему не по силам вечно играть на одной только краске…

5 Кадр из сериала «Квест» © СТС

Разбавляют мученические страдания шестерки кратковременные появления журналиста Ступкина, который встречает свою «загулявшую» знакомую знаменательной фразой: «Я тебя не осуждаю никоим образом, но пить в нашем возрасте столько нельзя», — затем приносит ей платье с перьями, дважды мямлит ту шутку про трусы и неловко цитирует Шурика из «Кавказской пленницы». Будь «Квест» нормальным детективом, сразу было бы очевидно, что Ступкин и есть — убийца. Но и сейчас на такую версию работает то, что исполнил эту крохотную, но в чём-то даже примечательную роль Роман Волобуев — известный кинокритик, нынче перешедший по другую сторону баррикад.

В титрах сериала он заявлен как один из авторов сценария, что, конечно, безвозвратно погубило бы его репутацию, если б не знать, сколь сильно порой экранный результат может отличаться от первоначального замысла. Тем более известно, что изначально Волобуева звали лишь подправить пару штрихов («Сволочь какая-то из Минкульта собралась нас инспектировать», — ужасается музейщик Никита Сергеевич; вот все кому ни лень готовы пнуть недавнего юбиляра!), но в итоге ему и Елене Ваниной («Лондонград») оказалось проще переписать все заново. ТВ — штука неблагодарная, поэтому с оценкой ранее скрытых способностей Романа подождем до выхода его режиссёрского дебюта («Холодный фронт» уже на подходе).

Ролик сериала «Квест» с участием Марины Петренко и Романа Волобуева

Снимался «Квест» в Риге, что, видимо, должно подчеркнуть его европейское качество. Как принято говорить в таких случаях, латвийская столица — еще один полноценный герой, причем герой, как легко понять из вышесказанного, бесцеремонно затмевающий всех остальных. Пустые улицы чудесного старинного города не только позволяют полиции мгновенно явиться на вызов, но и дают персонажам массу возможностей почувствовать свою беспомощность и одиночество посреди стен, овеянных старинными тайнами и легендами. Эти стены много видели и знают — быть может, кому-то удастся однажды «разговорить» их так, как это не удалось сделать создателям пышного по задумке, но блеклого по реализации сериала.

«Квест»

Россия, реж. Андрей Загидуллин, Александр Данилов, в ролях: Павел Прилучный, Марина Петренко, Агата Муцениеце, Михаил Евланов, Илья Иосифов, Пётр Рыков, Роман Волобуев.

СТС, понедельник — четверг, 22:00, 16 серий.