Пост про два музея в Севастополе: панорама "Оборона Севастополя" и диорама "Штурм Сапун-горы".
Начну с Сапун-горы.
1. Аллея ведущая к мемориальному комплексу.
2. Цены в гривнах (*4=руб), везде берут деньги за фото съёмку, о том как она организована - ниже.
3. В память о подвиге советских бойцов в ноябре 1944 года на Сапун-горе воздвигнут обелиск воинской Славы. В 1970 году зажжён вечный огонь.
6.Вокруг растут сосны с огромные иголками, таких у нас не встречал.
10. По просьбе участников боёв было решено к 15-летию освобождения города создать монументальный живописный памятник – Диораму «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.».
11. Диорама размещается в здании на самой высокой точке Сапун-горы, на том самом месте, где происходили выбранные для её сюжета события. С видового балкона, устроенного с внешней стороны здания, открывается вид на местность, запечатлённую на картине Диорамы.
14. Съёмка на телефон тоже платная :)
16. На первом этаже здания – музейная экспозиция «Севастополь в годы Великой Отечественной войны».
24. Сама диорама (приношу извинение за качество, торопился. Народу в экскурсионных группах очень много, а без экскурсии не пускают, сфотографировать толком никто не успевает, но перед тем как зайти в помещение, где находится диорама (да и внутри), у тех кто с фотоаппаратом проверяют наличие билета на съёмку. И как только экскурсовод заканчивает рассказывать - нужно выходить и заходит следущая группа.).
Выглядит диорама впечатляюще.
Заказ на выполнения диорамы получили члены московской студии военных художников имени М.Б.Грекова. Творческая группа в составе П.Т.Мальцева (руководитель группы), Г.И.Марченко, Н.С.Присекина в 1958 году приступила к работе. Художники тщательно изучали события, встречались с участниками штурма Сапун-горы, делали зарисовки местности, наброски и эскизы. Непосредственная работа по созданию живописного полотна 5,5 м х 25,5 м и предметного плана площадью 83 квадратных метра проходила в Москве на протяжении семи месяцев.Торжественное открытие Диорамы состоялось 4 ноября 1959 г.
25.Недалеко от здания – открытая экспозиция советской боевой техники периода Великой Отечественной войны.
***
Панорама "Оборона Севастополя"
Панорама посвящена героизму защитников Севастополя в период Крымской войны 1853–1856 гг.
26. Здание Панорамы (диаметр 38 м, высота 36 м) хорошо просматривается при въезде в город.
Фасад здания со входом для посетителей обращён к бассейну с фонтаном, расположенным на небольшой площади в центре Исторического бульвара.
Севастопольская Панорама представляет собой огромную по размерам картину (длина по окружости 115 м, высота 14 м), дополненную предметным планом (площадь около 1000 кв. м) и размещённую в здании цилиндрической формы со смотровой площадкой в центре.
29. В 1901 году в честь 50-летия обороны Севастополя было принято решение увековечить подвиг её участников на живописном полотне Панорамы. Правительственный заказ на выполнение художественных работ получил Франц Алексеевич Рубо
30. На первом этаже здания – экспозиционный зал, отражающий основные события обороны Севастополя 1854 –1855 гг., историю создания и воссоздания Панорамы.
31. Работа над Панорамой велась 1901–1904 гг. сначала в Севастополе, а затем в Мюнхене, где тогда проживал Ф.А. Рубо. В написании живописного полотна и создании предметного плана 1902 – 1904 гг. автору помогали художники: К. Фрош, Л. Шенхен, О. Мерте и 20 студентов Баварской академии художеств. В Севастополе, на Историческом бульваре, для Панорамы было построено здание по проекту военного инженера, подполковника Ф.-О. И. Энберга, при участии архитектора и художника В.А. Фельдмана. 14 мая Панорама «Штурм 6 июня 1855 г.» была открыта для обозрения.
33. В период Великой Отечественной войны 25 июня 1942 г. во время налёта фашистской авиации и артиллерийского обстрела загорелось здание Панорамы. При спасении художественное полотно разрезали на части. Было спасено 86 фрагментов – 2/3 картины. На лидере эсминцев ''Ташкент'' их вывезли в Новороссийск, конечный пункт транспортировки – Новосибирск. В послевоенные годы решался вопрос о восстановлении панорамы. Академики живописи и опытные реставраторы обследовали спасенные фрагменты и решили "считать нецелеобразным восстановление Панорамы из старых фрагментов с добавлением новой живописи в недостающих местах". Отреставрированные фрагменты предполагалось использовать как основу для воссоздания Панорамы на новом холсте.
Академик живописи Василий Николаевич Яковлев (1893–1953), профессор Павел Петрович Соколов-Скаля (1899–1961) и 17 московских художников работали над воссозданием Панорамы с 1951 по 1954 гг. По проекту севастопольского архитектора В.П. Петропавловского (1918–2000) здание Панорамы было восстановлено и реконструировано с применением современного оборудования. 16 октября 1954 г. к 100-летнему юбилею героической обороны Панорама была вновь открыта под новым названием «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.».
Сфотографировать панораму, было ещё сложнее, так как в помещении, где расположена панорама, находилось сразу 4 (!) экскурсионных группы. Пришлось идти по кругу и снимать по несколько кадров. Вот что из этого получилось: