Военное дело

Севастопольские баррикады. Спецрепортаж из Крыма

5 592

Сначала мы с друзьями подъехали к посту, который находится возле поселка Гончарное. Встретили нас улыбками, никакой настороженности или агрессии. "О, девчонки приехали", - начали перешучиваться явно уставшие, но неунывающие "стражи границ".

Дать интервью на видео отказались и попросили не фотографировать лица. Задавать вопросы мы начали мужчине в кожаной жилетке с нашивкой "Ночные волки", который представился как Николай:

- Что-то хотели узнать про блокпосты? Спрашивайте!

- Спасибо. Расскажите немного о том, что вам нужно, чего, может быть, не хватает?

- Сейчас работает координационный центр, который связывается со всеми постами и по мере необходимости мы заказываем, что нам нужно. Это и продукты питания, и вода, и теплая одежда, и топливо. Поэтому, нужды, как таковой, нет. Очень много проезжающих граждан останавливается, делится с нами кто-чем. И сигареты отдают, и воду. Главное, чтобы вы понимали, что сюда люди пришли не на пикник и не отъесть морды. Пришли небезразличные люди, пришли те, кому надоело сидеть на диване, ну и которым небезразличен наш город.

- А кто вообще осуществляет дежурства? "Русский блок", "Ночные волки" , просто граждане?

- Смотрите, "Ночные волки" блокпосты координируют и руководят их работой. Что касается остальных граждан, так мы не разделяем их на членов каких-либо партий, движений, субкультур. Не разделяем по национальному или возрастному признаку. То есть, это абсолютно разные люди...

- А что касается других вещей. Может быть какие-то удлинители, батарейки и другие элементы энергии нужны? 1 © Екатерина Грозная/Ridus.ru - Если честно, не хочется, чтобы здесь был переизбыток вещей. Для этого и существует координационный совет. Они уже общаются с людьми и доставляют нам все необходимое.

- Существует ли в Севастополе какой-то пункт приема вещей, необходимых для постов, куда каждый севастополец может прийти и пообщаться на этот счет? Вы же понимаете, что не у всех есть машины, чтобы приехать сюда. А желающих внести свою лепту в общее дело очень много.

- У меня есть телефоны людей, с которыми лично я связываюсь. А что там в городе происходит - честно говоря, не знаю. Определенный период времени была неразбериха, очень много людей было желающих организоваться и помочь ... Но на этом фоне появились и так называемые Остапы Бендеры, которые собирали продукты для блокпостов и затем исчезали. Именно во избежание таких эксцессов и создавались координационные центры. И пожалуйста, если есть возможность, оповестите жителей города, чтобы они не передавали на посты никакие продукты или вещи с людьми, которым они не очень доверяют.

- Обязательно напишем! Можете сказать пару слов, какой тут настрой у ребят ...

- Настрой боевой. Все уставшие, конечно, приходится очень много стоять, но все активны. И будем стоять до победы.

Тут я решила осторожно перейти к некоторым скользким моментам...

- А что значит этот "боевой настрой", что, по вашему мнению, угрожает севастопольцам?

- Ну... боевой, в том смысле, что мы тут все позитивно настроены, нет никаких упаднических настроений. Мы стоим не против кого-то, а за свой город, свои семьи, своих детей...

- Но я так понимаю, что никаких эксцессов не было?

- Эксцессов в каком плане?

- То есть никаких провокаций, никто не пытался подорвать боевой дух? Ходили слухи, что остановили здесь машину со взрывчатыми веществами?

- Эта информация такая... скрытая... скажем так: было разное...

- Все, поняла! Извините. 2 © Екатерина Грозная/Ridus.ru

После этого, мы немного пофотографировали сам блокпост, чудесные крымские пейзажи и отправились на другую точку обороны, расположенную возле Ялтинского кольца, ближе к городу. Встретили нас там тоже радушно. Пообщались с Координатором №1, так представился мне этот улыбчивый мужчина, с энтузиазмом разговаривающий по рации и раздающий команды направо и налево. На диктофон попросил не записывать, но говорил охотно, не шифруясь.

Самая большая проблема блокпостов - это отсутствие единого центра координирования. Все держится на энтузиазме и том, кто как на звонки отвечает.

Это было заметно и в платке, где записывали в ряды самообороны, и в ситуации с микрофоном , который никто не слышал во время стихийных митингов 24-25 февраля.

Причем координационный совет по всем признакам существует, но как с ним связаться или что делать жителям, которые хотят помочь добровольцам, я так и не узнала. На данный момент вокруг города существует пять блокпостов. Называют эти блокпосты по населенному пункту, рядом с которым они находятся. На данный момент - это села Верхнесадовое, Гончарное, Терновка, Орловка и Первомайское.

3 © Екатерина Грозная/Ridus.ru

В каждом есть одежда, питьевая вода и еда. Координатор №1 рассказал, что с постов уже развозят еду по детским домам и в различные благотворительные организации, потому, что на постах её не успевают съедать. Попросил не приносить скоропортящихся продуктов. Отметил, что не хватает батареек и фонарей. Еще попросил очень аккуратно намекнуть, что защитникам не хватает средств самообороны. Не хватает бронежилетов, наколенников, налокотников. Большинство касок добровольцы привозят из дома - кто что найдет. Многие каски времен ВОВ. Медиков на блокпостах нет, только из девятой городской больницы иногда приезжает врач.

На блокпостах нет ни единого украинского флага, что, например, жители Симферополя, воспринимают не очень хорошо. А вообще обстановка дружественная, женщины готовят на полевой кухне, мужчины увлеченно бегают туда-сюда, проверяют машины, перешучиваются. Кстати, даже у нас, четырех девушек, проверили багажник. Не знаю, имеют ли блокпосты реальную силу, смогут ли в случае чего защитить город, или же это аналог средневековых сигнальных костров? Тем не менее севастопольцы спят спокойней ...

4 © Екатерина Грозная/Ridus.ru 5 © Екатерина Грозная/Ridus.ru 6 © Екатерина Грозная/Ridus.ru 7 © Екатерина Грозная/Ridus.ru 8 © Екатерина Грозная/Ridus.ru