3 октября исполняется 77 лет Армену Джигарханяну, замечательному артисту, которого страна знает не только в лицо, но мгновенно узнает и по голосу – благо он такой действительно один. Свои неподражаемые интонации Джигарханян щедро раздарил не только персонажам игрового кино, коим нету никакого счету, но и многим нашим любимым мультипликационным героям – среди которых два Волка, Джон Сильвер, дядюшка Мокус, Док Хадсон и Карл Фредриксен. Киноридус составил великолепную семерку лучших рисованных воплощений Армена Борисовича.
«Жил-был пес»
Великий мультфильм Эдуарда Назарова – признанный в этом году профессионалами лучшей отечественной лентой первого столетия российской анимации. Немалая заслуга в этом и актеров, озвучивших главные роли – Георгия Буркова, говорившего за Пса, и Армена Джигарханяна, перевоплотившегося в Волка. Сказать, кто из них лучше, разумеется, невозможно – но фраза «Щас спою!» вошла в нашу речь все-таки благодаря сегодняшнему имениннику. Как и это запомнившееся миллионам прощание: «Ну ты тогда заходи, если что…».
«Неуловимый Фунтик»
«Пусть стар пиджак и нос твой красен, / Душа должна быть молода. / Ах, Фунтик, ты со мной согласен? / - Конечно, да! Конечно, да! Конечно, да!»
Много мы видали цирковых артистов, но фокусник дядюшка Мокус – один из лучших. Добрый, понимающий, находчивый. Кто, как не он, спрячет несчастного, но талантливого поросенка от злобной госпожи Беладонны! По характеру - вылитый Джигарханян.
«Геракл у Адмета»
Цикл по мотивам древнегреческих мифов – особая страница советской мультипликации, не всеми одинаково любимая, но все же оставившая свой след в нашей истории. Причина разного отношения к этим работам кроется в том, что это в большей степени все-таки мультфильмы для взрослых – а смотрят их, получается, все равно в детстве. Но как бы там ни было, Джигарханян озвучил здесь самого, пожалуй, знаменитого героя Олимпа – самого Геракла.
«Остров сокровищ»
Безупречный шедевр советской анимационной школы, «Киевнаучфильма» и лично режиссера Давида Черкасского (недавно, кстати, отметившего 80-летие). У Джигарханяна - центральная злодейская роль: Джон Сильвер, он же «Окорок», он же «Одноногий», самый страшный пират, который удачно притворяется добрым, характер скрытный, не женат. Обещая, что «через час те из вас, кто останется в живых, будут завидовать, хе-хе, мёртвым», в финале он, тем не менее, осознает свои ошибки и заводит на титрах печальное, почти повторяя за Лермонтовым:
«Лучше быть одноногим, / Чем быть одиноким, / Когда скучно и грустно, / И некому руку пожать».
«Серый волк энд Красная Шапочка»
Еще один Серый Волк – на сей раз в блестящем мюзикле Гарри Бардина на основе легендарных песен советских и зарубежных композиторов. Джигарханян с явным азартом перепевает арию Мэкки-Ножа из «Трехгрошовой оперы» Курта Вайля и песню «Чай для двоих» Винсента Юманса для одноименного фильма, завершая незабываемым: «О, ля рус, какой красивый внучка! Съесть хочу я этот вкусный штучка!..»
«Тачки»
Золотое время отечественной мультипликации закончилось – настала эпоха голливудских суперхитов. Российская команда студии «Диснея», размышляя, кого бы позвать русским голосом Пола Ньюмана, сделала безупречный выбор. Джигарханян на Ньюмана пусть и не похож, но актерская репутация и зрительская любовь идеально соответствуют заданному уровню. К тому же Джигарханяна у нас любят и узнают куда лучше великого американца, так что теперь мудрый Док Хадсон – такой же наш герой, как и их.
«Вверх»
А тут «диснеевцам» и размышлять, наверное, ни секунды не пришлось: Карл Фредриксен – это же вылитая копия Армена Борисовича! Словно бы в «Пиксаре» запомнили увиденное на российской премьере «Тачек» лицо – и срисовали если не один в один, то очень похоже. Впрочем, документально это предположение не задокументировано – так что степень его жизнеспособности каждый определяет самостоятельно. А мы тем временем поздравляем Артиста с днем рождением – и ждем его новых ролей! Как в кадре, так и за кадром.