Во всём мире среди любителей и экспертов авиации длительное время не утихают ожесточённые дискуссии об истребителях шестого поколения. Какими они должны быть: пилотируемыми или беспилотными? Какое оружие должны нести? Каковы будут их дальность, скорость полёта, незаметность и многие другие свойства?
Сегодня внятных ответов на эти вопросы нет. Более того, даже не предвидится. Никто в мире до сих пор не знает, каким должен быть этот самый истребитель шестого поколения, а самое главное, против кого он должен воевать.
Чтобы разобраться в этом вопросе, ознакомимся с тем, что это такое — поколение реативных истребителей.
От Me.262 до F-35 Lightning
Не секрет, что принадлежность к тому или иному поколению определяется по совокупности признаков, определяющих особенности: аэродинамической компоновки и конструктивно-силовой схемы планера; силовой установки; бортовых самолётных систем, систем бортового оборудования и вооружения.
Единых соглашений по свойствам, требуемым для отнесения к тому или иному поколению, нет. Группировка по поколениям достаточно условна, из-за чего могут возникать разногласия по поводу отдельных модификаций. Широко принятой является система, выделяющая пять существующих поколений реактивных истребителей.
К нулевому поколению относятся самолёты, созданные в 1938–1948 годы (включая годы Второй мировой войны). Это американский McDonnell FH-1 Phantom, британский Gloster Meteor, немецкий Messerschmitt Me.262, советские МиГ-9 и Як-15.
Первое поколение включает реактивные самолёты, созданные в период с 1949 года по начало 1950-х годов. Это американский North American F-86 Sabre, британский Hawker Hunter, советские Як-25, МиГ-15, МиГ-17.
Второе поколение создавалось в 1950-е — 1960-е годы. Это американские Lockheed F-104 Starfighter, Republic F-105 Thunderchief, британский English Electric Lightning, советские МиГ-19, Як-28, Су-7, Су-9, Су-15, французский Dassault Mirage III, шведские Saab J-29 «Туннан», Saab 35 Draken.
Третье поколение создавалось в период между 1955 и 1980 годами. Это американские McDonnell Douglas F-4 Phantom II, Northrop F-5, британский SEPECAT Jaguar, европейский Panavia Tornado, советские МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, Су-17, французский Dassault Mirage F1, шведский Saab 37 Viggen.
Четвёртое поколение разрабатывалось в 1975–2010 годах. Это американские Grumman F-14 Tomcat, McDonnell Douglas F-15 Eagle, General Dynamics F-16 Fighting Falcon, McDonnell Douglas F/A-18 Hornet, советские и российские Як-141, Су-27, МиГ-29, французский Dassault Mirage 2000, шведский Saab JAS 39 Gripen.
Типичные представители поколения 4+ — европейский Eurofighter Typhoon, китайский J-10, советские и российские Су-30, Су-33, французский Dassault Rafale.
Истребители пятого поколения начали разрабатываться с конца XX века и отличаются от четвёртого следующими характеристиками: применение стелс-технологии и технологий уменьшения заметности, размещение вооружения внутри фюзеляжа; полёт на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, более совершенная авионика (АФАР и т. п.).
Примерами истребителей пятого поколения являются американские F-22 Raptor, F-35 Lightning, китайские J-20, J-31 (прототип, испытания), российские Су-57, Су-75 (прототип), японский X-2 Shinshin (прототип, испытания).
Истребители шестого поколения будут отличаться от пятого следующими характеристиками: крайняя скрытность (улучшенная стелс-технология); эффективность во всех режимах полёта (от дозвуковой скорости до нескольких Махов); возможность изменения формы; умное покрытие; высокоинтегрированные сетевые возможности; очень чувствительные датчики; пилотирование истребителя опционально; оружие направленной энергии и ракетное оружие нового поколения.
Некоторые злопыхатели утверждают, что самолёт-истребитель шестого поколения должен легко стартовать с Земли и так же легко уметь атаковать цели в космосе.
Но если говорить серьёзно, то примерами истребителей шестого поколения уже стал американский NGAD и станут европейский Systems Tempest (проект) и какой-то российский проект. Возможно, это будет МиГ-41, а может быть, и нет.
Не всё то золото, что блестит
В сентябре 2020 года заместитель секретаря ВВС США по закупкам, технологиям и логистике доктор Уилл Ропер сообщил, что демонстратор самолёта, обозначенного как Next Generation Air Dominance (NGAD, самолёт нового поколения для господства в воздухе), начал лётные испытания. Истребитель должен был без дозаправки выполнять боевые задачи вблизи китайской границы и сопровождать бомбардировщики вглубь вражеской территории для прорыва ПВО.
Каждый истребитель может одновременно управлять пятью беспилотным летательными аппаратами. Дроны — носители ракет будут лететь впереди истребителя, с которого будет осуществляться управление ими и роем вспомогательных дронов, возможно, дронов-камикадзе или аппаратов — постановщиков помех.
Правда, не совсем понятно, как будет реализована доставка всей этой шайки дронов — то ли в отсеках истребителя, то ли за ним будет лететь грузовой самолёт, при необходимости высыпающий с рампы БПЛА. Как говорится, время покажет.
NGAD должен быть совершенно невидим для высоко- и низкочастотных радаров, брать на борт гораздо больше вооружения, чем F-22 (пятое поколение). Их NGAD и должен будет заменить в 2030-х годах
Живьём его никто пока не видел, однако компьютерное моделирование показало, что NGAD — это классическая невидимка-бесхвостка с плавными внешними обводами и минимумом острых граней.
Планер выполнен по интегральной схеме с высоко расположенным крылом и парой мотогондол под днищем. На нём установлено два турбореактивных двигателя с плоскими соплами. Судя по остеклённой кабине, есть пилотируемый вариант. Однако многие эксперты считают, что истребитель шестого поколения должен быть беспилотным.
Как он выглядит на самом деле — многомиллионная тайна, покрытая мраком.
Истребитель тройственного союза
Не секрет, что Германия совместно с Францией и Испанией работает над проектом Future Combat Air System (FCAS) по разработке новой системы вооружения следующего поколения NGWS, в состав которой должен будет войти истребитель Next Generation Fighter (NGF).
Этот самолёт по плану должен будет совершить первый полёт к 2027 году, а к 2040 году встать на вооружение и заменить французские Rafale, немецкие Typhoon и испанские EF-18 Hornet. Разработкой и реализацией проекта будут заниматься компании Dassault Aviation, Airbus и Indra Sistemas в качестве генеральных координаторов, а дальше подтянутся и другие. В 2023 году к проекту в качестве наблюдателя присоединилась Бельгия. Проект NGF уже скромно именуют самолётом шестого поколения!
Может, будет, а может, и нет
В настоящее время в Рссии рассматривается концепция самолёта шестого поколения, появление которого ожидается аж к 2050 году! Вот что недавно заявил по этому поводу научный руководитель Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС) академик РАН Евгений Федосов: «Авиагруппировка шестого поколения будет состоять из пилотируемых самолётов и БПЛА, при этом беспилотники будут работать в ближней зоне и смогут работать в режиме камикадзе».
Появление ракет «воздух — воздух» с дальностью полёта в 300 и более километров делает применение беспилотников актуальным. Они могут атаковать цели в ближней зоне, однако чтобы разобраться в тактической обстановке после удара, всё равно необходим человек. Причём работать он должен в дальней зоне, чтобы не подвергаться риску быть сбитым, считает академик.
Истребитель шестого поколения должен быть многофункциональным, поому что он очень дорого стоит, а экономика в будущм станет решающим фактором, заключает Евгений Федосов.
Переходным вариантом к истребителю шестого поколения может стать лёгкий тактический самолёт Checkmate (Су-75), разработка которого ведётся в ОКБ Сухого. Самолёт разрабатывается как инициативный проект компании для возможного экспорта в страны Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки, Индию и в качестве предложения для ВКС России как многофункциональная модульная платформа нового поколения, которую отличают возможности адаптации под потребности конкретного заказчика, и как альтернатива тяжёлому истребителю Су-57.
По словам Сергея Чемезова, стоимость самолёта будет в пределах 25–30 миллионов долларов, что является весьма конкурентоспособной ценой на мировом рынке. Стоимость лётного часа этого ЛТС ожидается «в шесть-семь раз ниже, чем у F-35 (33–35 тысяч долларов), и сравнима с Gripen NG (от 4,5 до 8 тысяч долларов, в зависимости от версии), считает Чемезов.
Однако ещё в 2021 году в СМИ сообщалось об отсутствии интереса у зарубежных заказчиков к проекту, а в 2022 году издание Defence Arabia сообщило, что одной из первых стран, купивших Су-75, могут стать ОАЭ. Тем не менее, в октябре 2022 года ОАЭ приостановили финансовое участие в проекте из-за переноса сроков первого полёта истребителя сначала с 2023 на 2024 год, а потом, возможно, и на более длительный срок.
Нужно ли строить такой истребитель, если нет заказчиков, вопрос риторический. Если нет переходного варианта, то в России не будет истребителя шестого поколения.
Неоднозначные выводы
Со стороны кажется, что самолёт шестого поколения — это всего лишь демонстрация новейших технологий и хвастовство одних разработчиков перед другими. Единственный прорыв в таких машинах представлен их малой радиолокационной заметностью и управлением роем дронов. Во всём остальном трудно представить, где можно на практике применять все мнимые преимущества шестого поколения.
В истребителях шестого поколения должны быть использованы абсолютно новые технологии, не позволяющие уничтожить и обнаружить самолёт имеющимся сейчас оружием. А если это не так, то это не новое поколение, а простая модернизация самолётов.
На истребителях шестого поколения должны быть установлены двигатели новой и принципиально иной архитектуры, а внешние формы должны быть разработаны уже не на уровне аэродинамики, а на уровне, может быть, распределения электромагнитных сил. И это не фантастика.
Тем не менее, истребитель шестого поколения будет участвовать уже в будущих сетецентричных войнах, при этом воевать будет не сам самолёт, а дроны разного рода и перспективные дальнобойные ракеты.
Так ли это будет на самом деле, покажет только время.