6-8 ноября в Культурном центре ГУ ВШЭ прошли дни Индии при активном участии посольства этой страны.
Какой образ у нас прежде всего возникает, когда нас спрашивают об этой стране- конечно Индийское кино и танцы.
Но мало, кто знает насколько глубоко эта древняя культура священного танца уходит корнями в далекую историю.
Индийские танцы, основывающиеся на «Натья-шастре», являются древнейшими в мире.
«На́тья-ша́стра» (санскр. नाट्य शास्त्र, Nātyaśāstra, «Чтение о драме»)— древнеиндийский текст на санскрите, один из крупнейших и древнейших трактатов по театральному искусству и теории драмы и музыки, наряду с «Поэтикой»Аристотеля. Дошедшая до наших дней редакция «Натья-шастры» датируется большинством учёных III—IV веками, однако составление текста заняло несколько веков и возможно началось уже в IV веке до н. э. Индуистская традиция, в свою очередь, приписывает авторство текста ведийскому мудрецу Бхарате Муни. «Натья-шастра» — это объёмное произведение в 36 главах, которое даёт исчерпывающие сведения о малейших деталях представления, описывает все стороны театрального искусства.
Бхаратанатьям — самый древний исторически задокументированный танец-театр, его возраст более 5000 лет. Слог «бха» означает «бхава» — чувства, эмоции; «ра» — «рага» — мелодия, «та» — «талам» — искусство ритма, «натьям» означает «танец».
Первоначально танец имел исключительно сакральное значение, поэтому различные позы танца высечены на стенах храмов на юге Индии — традиционного центра Бхаратанатьяма. Бхаратанатьяма исполнялся специальными храмовыми танцовщицами — девадаси, которые играли не менее важную роль, чем жрецы. Сюжеты танцевальных композиций составляли легенды о Божестве, в честь которого построен храм, описывали его подвиги в борьбе с демонами. Считалось, что в танце события снова переживались наяву, и их исход зависел от мастерства танцовщицы — для победы божества она должна была исполнить танец безукоризненно.
Одисси — одна из старейших и сложнейших в мире систем индийского танца; прошла почти за два тысячелетия путь непрерывного развития. Содержание танцев определяется богатым мифологическим наследием индусов.
Стиль одисси возник в штате Орисса. Это очень грациозный, нежный, очень каноничный стиль. Его иногда называют индийским балетом. Стиль построен на двух основных позах: трибанги (тройной изгиб тела), символизирующая женское начало, и чоука (четыре угла), символизирующая мужское начало.
Манипу́ри — одна из форм классического индийского танца, изящный жизнерадостный танец, возникший в княжестве Манипур в начале XV века. Танец манипури пользуется в Индии большой любовью. Его изучают как в школах танцевального искусства, так и в общеобразовательных учебных заведениях. Манипури — танец в честь Кришны и его возлюбленной Радхи. Его основным мотивом является раса-лила — танец Кришны со своими возлюбленными пасту́шками гопи. Традиционно манипури исполняют в полнолуние в марте и декабре. Манипури отличается естественностью и живостью, свойственным народным индийским танцам.
Катха́к — один из стилей классических индийских танцев.
Танцевальная форма катхак зародилась в Северной Индии. Первыми её исполнителями были храмовые сказители, иллюстрировавшие мифологические эпизоды жестикуляцией и танцами. В эпоху Великих Моголов катхак, став придворным танцем, обогатился новыми элементами, в частности — сложными ритмами. В результате, катхак соединил в себе индуистские храмовые традиции и традиции мусульманского двора.
Мохини-аттам — классический стиль индийского танца штата Керала. Отличается особой пластикой, мягкостью движений и обворожительностью линий. Представляет собой чистейшее воплощение Ласьям — изящного женского стиля танца, источником которого является богиня Парвати. Мохини-аттам — это танец чаровницы.
Но как говорят у нас в Одессе - лучше один раз увидеть чем весь день об этом писать....
1. Задача исполнителя индийского ритуального танца - став сосудом божественной энергии, привести к единению с высшими силами мироздания себя и зрителей...
2. Наверное так и происходит освобождение от тягот бытия и слияние с божественным началом.
3.Немало зрителей, созерцающих храмовый танец, не только испытывают особое чувство умиротворения,[break] но и освобождаются от болей, особенно психосоматического происхождения. Нечто подобное происходит при исполнении своих танцев шаманами. Считается, что ими овладевают духи. А в тело индийского танцора входит сам бог Шива Натараджа, Владыка танца.
4.Статуэтку четырехрукого Шивы в этом образе, наверное, видели почти все. В одной его руке - барабан, образ изначального звука, ритма, вибрации, из которой возник космос. Во второй руке - огонь, уничтожающий все отжившее. Жесты двух других рук показывают, что он защитит и спасет тех, кто ему поклоняется. Танцуя, Шива попирает ногами демона, олицетворяющего косность и инертность, не давая ему овладеть душами людей. Танец бога - символ космического движения и обновления. Когда он остановится, наступит конец света
6. Шива - не только Владыка, он еще и Йогешвара - Божественный йог. Две ипостаси одного божества отражают фундаментальное единство двух форм медитации – статичной йоговской и динамичной, воплощенной в храмовом танце. Глубочайшая концентрация сознания исполнителя на смысле сменяющих друг друга жестов и поз приводит к полной отрешенности от тела. Оно начинает двигаться как бы само собой, без малейшего напряжения.
7.Как и в йоге в танце тело обучают для того чтобы в конце концов полностью забыть о нем, - объясняет выдающаяся индийская танцовщица Падма Субраманьям. - Это средство, благодаря которому побеждается господство телесного начала в нашем сознании. «Я» исполнительницы, слившись с космическим танцем, которым движется Вселенная, освобождается от всего земного. Результат такого танца подобен тому, к чему стремятся йоги и жрецы, совершая жертвоприношение. Покой посреди движения – характерная черта основных фигур индийского танца называющихся «каранами». Тело исполнителя сохраняет жестко фиксированное положение при самых быстрых прыжках. Это требует чрезвычайно развитого чувства равновесия, способности к концентрации и умения управлять дыханием – пранаямы, также роднящего танец с йогой.
8.В комбинации статики и динамики раскрываются принципы индусского мировидения: мужской начало – пассивное, созерцающее сознание, женское - активная, творящая мир энергия.
10. Бывает так, что танцовщица надолго остается в одной позе - танцуют, проявляя удивительную гибкость и скорость, только ее пальцы и кисти. С помощью языка жестов именуемых «хастами» и «мудрами», ведется повествование. Например, скрепленные мизинцы обеих рук означают близость и дружбу, а соединенные указательные пальцы, наоборот, вражду. Наложенные одна на другую ладони с отставленными большими пальцами - мудра «матсья», то есть «рыба», одно из воплощений бога Вишну. Большие пальцы начали вращаться - рыба поплыла.
12. Хороший исполнитель может извлечь значение из любого жеста. Очень важно не то, как танцоры изображают тот или иной жест, а то, с какой уверенностью и как чувственно они это делают, как много смысла вкладывают в своё повествование. Когда хаста-мудра становится продолжением мысли, рождаемой в сознании, или чувства, расцветающего в сердце, когда это происходит бессознательно, только тогда это представляет собой по истине восхитительное зрелище. Безмолвное общение посредством жестов и эмоциональной выразительности убедительнее слов.
13. В древнеиндийских трактатах о танце приводился 28 положений одной руки и 24 положения двух рук вместе. «Хасты» и «мудры» по большей части многозначны, их смысл определяется контекстом. Так, положение «патака» (все пальцы сомкнуты, ладонь раскрыта) может символизировать ночь, свет, реку, коня, жару, открывание и закрывание двери, улицу, равенство, клятву, идеального правителя, волны океана, сон, восхваление. Выполнение хаст и мудр имеет немалый психофизический эффект, связанный с величиной проекции кисти на кору головного мозга. Врачи видят в хастах и мудрах стимуляцию точек акупунктуры на пальцах, в результате чего голова становится чище и легче. А индусы полагают, что хасты и мудры активизируют «аджна-чакру» - «третий глаз».
14. одно из основных положений ног - «ардхамандали», полуприсед с сильно разведенными коленями. Это поза спокойствия, разгружающая нервную систему. Ее можно представить как соединение двух треугольников, которые образуются при мысленном проведении горизонтальной линии между коленями. И вновь здесь символ мужского и женского начал: треугольник вершиной вниз обозначает женский принцип, вершиной вверх - мужской. В «ардхамандали» два эти полюсауравновешены, что дает психологическую и биоэнергетическую гармонию.
15. Чтобы выразить себя через язык жестов, танцовщица должна быть осведомлена о значении последних. Подобно любому другому алфавиту, смысл каждого жеста варьируется в зависимости от плоскости его исполнения относительно центральной оси тела танцовщицы.
16. Зритель или, наделённый неплохим воображением, имеет возможность пережить удивительное путешествие, наслаждаясь творчеством танцора, красотой поэзии и музыкального сопровождения. Удивительно, насколько переплетаются и усиливают друг друга таланты одних людей и способность других переживать эстетическое наслаждение. В этом, несомненно, и есть суть искусства – позволить себе парить в потоках “образных странствий” забыв “себя”; восхищаться как ребёнок и ещё раз оценить бесконечную красоту нашей вселенной.
17. В один прекрасный день наступает момент, когда танец сам начинает таинственным образом вести человека, который искренне жаждет ему обучиться. Танец как бы превращается в невидимого гуру-наставника, который подсказывает и помогает телу принимать определенные позы.
18. Заключительный и одновременно кульминационный момент танцевального действа - это «мокша» В индуизме мокша рассматривается, как конечное освобождение от материального отождествления, от оков двойственности, и осознание своей истинной, вечной сущности как чистого духа, исполненного знания и блаженства (сатчитананда) — состояние, которое не поддаётся описанию и трансцендентно к чувственному восприятию. Наивно думать, что это возможно изобразить, но как бы там не было, что то в тот день случилось и на кадрах появилось нечто незнакомое и местами мистическое....
19. Конечно когда на сцену выходит Господин Посол весь мистицизм мигом улетучивается и остается сплошной официоз хоть и весьма душевный.
21. Всем спасибо- окончательной и бесповоротной всем मोक्ष