Тренажер представляет собой два устройства, одно из которых надевается на руку пациента, страдающего болезнями суставов, а второе на руку врача.
«При отклонении врачом одного из звеньев своего устройства, электронный блок управления (ЭБУ) считывает показания датчика угла поворотов на моторе и отправляет их по каналу связи на устройство пациента. Устройство пациента, в свою очередь, принимает данные по каналу связи и интерпретирует их в команды для соответствующих моторов», — объясняет Руслан Казимов.
Проще говоря, устройство, которое надето на руку пациента, дублирует движения, выполняемые врачом. Таким образом, суставы начинают работать, тем самым восстанавливается подвижность не только их, но и групп мышц. «На данный момент оба устройства связаны через Bluetooth, в будущем будут взаимодействовать с помощью Интернета или Wi-Fi», — дополняет Михаил Гладышев.
Идея создания подобного аппарата возникла, исходя из географических особенностей региона. «В пределах Астраханской области человеку с травмой очень проблематично передвигаться из-за сложной водной системы: слишком много времени по плохим дорогам. Поэтому было бы неплохо создать такой прибор, который бы позволил пациенту выполнять необходимые упражнения дома, а в случае необходимости врачу удаленно контролировать выполнение упражнений», — говорит руководитель проекта Алексей Подгорный.
На разработку такого тренажёра ребята потратили чуть меньше двух месяцев. Аналоги их устройства уже есть на рынке, но, в отличие от последних, прибор, созданный астраханцами, может работать одновременно с плечевым, лучезапястным и локтевым суставами («три степени свободы»). «Есть возможность удалённого управления, то есть пациент может заниматься, не выходя из дома — в блоке управления загружен пакет необходимых программ для разработки суставов, поэтому если врач занят, использовать тренажёр можно самостоятельно», — рассказывает Руслан. Аналоги такого тренажёра, как правило, энергозависимы, астраханский же прибор переносной и работает от аккумулятора. И последняя особенность, которая отличает разработку ребят — наличие игровых терапевтических функций: некоторые программы по восстановлению представлены в виде игр (теннис, бросок мяча и т.д.).
Как пояснили разработчики, такой тренажёр они создавали с двумя целями. Первая — снизить риск передвижения пациента по населённому пункту, т. к. это связано с определёнными проблемами (плотный поток людей в общественных местах, необходимость пересечения проезжей части, погодные условия и т.д.). Вторая — уменьшить длительность курса реабилитации суставов и мышц после травм, т. к. в случае осложнений она может растянуться на несколько месяцев, и пациент вынужден дополнительно искать время на посещение медучреждения.
Свой проект ребята представили на региональном этапе IX Всероссийского конкурса научно-инновационных проектов по Южному федеральному округу, где заняли второе место. В дальнейшем они планируют реализовать промышленный образец (пока астраханцы предлагают только прототип, изготовленный из образовательного робототехнического набора Lego Mindstorms EV3) и его патентование.