Возрождение программы утилизации по образцу 2010 года — единственное, что поможет помочь российскому авторынку в текущих условиях, считает координатор движения «Общество синих ведерок» Пётр Шкуматов.
«Без поддержки государства не обойтись. Сегодня оно уже помогает строителям льготной ипотекой, и это в целом работает. Мне кажется, настал момент когда государство должно помочь и автомобилистам, и автозаводам, в том числе, каким-то специальными программами», — заявил он в ходе организованного «Ридусом» круглого стола по ситуации на авторынке страны.
Эксперт напомнил, что ранее в России проводились две программы утилизации — в 2010-2011 и 2014-1015 годах. Обе были успешны. И это благотворно сказалось как на объемах производства отечественных автомобилей — они выросли, так и на смертности на дорогах, которая снизилась, поскольку многие водители поменяли свои старые машины на новые, более безопасные.
Пётр Шкуматов прогнозирует, что продажи легковых автомобилей в России по итогам этого года составят 1,2 миллиона — максимум 1 миллион 250 тысяч единиц. Основная проблема — их высокая стоимость: у людей нет достаточных накоплений, чтобы приобретать такие транспортные средства. И даже дальнейшее снижение ключевой ставки ЦБ спрос не оживит.
«Нужно уже начинать стимулировать продажи, потому что самостоятельно авторынок потерял возможность выкарабкиваться и ему надо помогать», — уточнил эксперт.
Однако участники круглого стола усомнились в том, что государство готово сейчас запускать подобные программы.
Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков напомнил, что успех программы утилизации 2010 года объяснялся суммой сертификата, который выдавался в обмен на старые машины — 50 тысяч рублей. Новый автомобиль АвтоВАЗа на тот момент можно было купить за 200 тысяч рублей. То есть, сертификат покрывал четверть его стоимости, и это действительно было выгодно. Сегодня самые доступные по цене модели лидера российского автопрома стоят около одного миллиона рублей. Следовательно, и сертификат должен быть пять раз дороже, чем 15 лет назад.
Пётр Шкуматов согласен с тем, что для успеха программа утилизации должна быть «где-то на 300 тысяч рублей», и сейчас она «очень маловероятна» — не то время. «Но что-то подобное должно быть», — добавил он.
Эксперт подчеркнул, что российские автозаводы обеспечивают качественные инженерные кадры и очень большой спрос на компоненты, на металл и много чего другого.
«Тот же АвтоВАЗ в реальности дает гораздо больше рабочих мест, чем занято на нем рабочих. Поскольку у нас действует огромная программа поддержки стройкомплекса, почему такие высокотехнологичные отрасли, как автомобилестроение, уходят из внимания государства? Я лично этого не понимаю, — недоумевает Пётр Шкуматов. —Очевидно, что это нездоровая ситуация. Кому будет хорошо, если АвтоВАЗ закроется или перейдет на трехдневную рабочую неделю и оттуда разбегутся высококвалифицированные люди»?