Экономика

Шольц: Германия на пути крупнейшей промышленной модернизации с конца XIX века

3 62300

Канцлер Германии Олаф Шольц во вторник «пообещал» стране крупнейшую промышленную модернизацию с конца XIX века. «Это беспрецедентный проект. Это самая большая индустриальная модернизация в Германии, вероятно, со времён большой фазы индустриализации и роста Германии в конце XIX века. Без малого через 22 года пусть не все, но очень многое изменится», — сказал он на праздновании годовщины основания немецкой торгово-промышленной палаты DIHK.

Это заявление прозвучало после слов о том, что текущий энергетический кризис удается успешно решать. Вопреки прогнозам некоторых экспертов, Германия сумела избежать глубокой рецессии и обрести независимость от российских энергоресурсов, добавил канцлер.

Благоприятные обстоятельства

Европа. © unsplash.com

Справиться с энергетическим кризисом Германии, как и другим европейским странам, помогла неожиданно теплая погода. Температуры выше средних для зимнего сезона значений в добавление к принятым мерам экономии энергии позволили сократить ее потребление и сохранить непривычно большой объем газа в резервуарах.

По мнению многих экспертов, это дает региону шанс обойтись без российских поставок при наполнении ГПХ к следующей зиме. Основной заменой становится сжиженный природный газ. Правда, тут ложку дегтя вносит открывшийся после COVID-19 Китай. Восстановление китайской экономики грозит усилить конкуренцию за СПГ.

Но у Германии есть «план Б», уверяет Шольц. Страна нарастит производство электричества и водорода, чтобы выйти на самообеспечение и осуществить «больший прорыв» в области инноваций и будущей модернизации промышленности. «Я уверен, что нам это удастся», — подчеркнул канцлер.

Для долгосрочного перехода от угля, нефти и природного газа Германии необходимо увеличить производство электроэнергии на одну треть к 2030 году, а затем удвоить в следующем десятилетии, говорил он ранее в интервью берлинской газете Tageszeitung. А для этого следует ускорить процесс расширения возобновляемых источников.

«Цель должна состоять в том, чтобы каждый день устанавливать в Германии три-четыре большие ветряные турбины», — уточнил Шольц.

Придется заплатить

© flickr.com

В последние десятилетия Германии удавалось уклоняться от волны деиндустриализации, обрушившейся на другие европейские страны. Промышленное производство остается основой экономики страны и составляет около 22% ее ВВП (для сравнения, во Франции — 13%).

Но во многом это получалось за счет дешевых энергоресурсов из России. И в прошлом году модель дала сбой. Эксперты всерьез заговорили об угрозе деиндустриализации крупнейшей европейской экономики. Многие предприятия задумались о переносе производства в другие страны, в том числе в США.

Передышка в борьбе с энергетическим кризисом не гарантирует остановки этого процесса. Германия, возможно, и сумеет получить из других источников весь тот объем энергии, что раньше обеспечивала Россия, но это будет явно дороже.

Гонка субсидий

На пути новой индустриализации есть и другие препятствия. Ключевым из них сегодня становится закон о снижении инфляции (IRA), подписанный президентом США Джо Байденом в августе 2022 года. Он предусматривает многомиллиардные субсидии и налоговые льготы на развитие высокотехнологичных отраслей национальной экономики.

В Европе его восприняли как нечестную конкуренцию, которая может привести к торговой войне. Германия и Франция обсуждают ответный «финансовый залп» беспрецедентных инвестиций для поддержания собственной промышленности, а также подумывают пожаловаться в ВТО.

Промышленное производство. © unsplash.com

Еще один серьезный вызов для германской промышленности — массовая нехватка персонала, с которой страна может столкнуться к 2030 году. Потенциальный дефицит работников оценивается в пять миллионов человек, рассказал газете Welt am Sonntag глава Конфедерации немецких ассоциаций работодателей Райнер Дюльгер.

По его словам, Германия не сможет «обеспечить процветание», к которому привыкли немцы, поскольку правительство будет получать меньше налогов и платежей от граждан.