Интернет Право

Штрафовать нельзя помиловать: как заставить Facebook соблюдать законы РФ

0 10786

Американская компания Facebook в очередной раз проигнорировала вердикт Таганского суда от 13 февраля, согласно которому IT-гигант был приговорен к штрафу в размере четырех миллионов рублей за отказ локализовать данные российских пользователей на территории РФ. У Facebook было 60 дней на выплату штрафа, но как и в случае с прошлогодним штрафом в три тысячи рублей, обязательство не было выполнено. Facebook даже не потрудился оспорить решение суда.

При этом Facebook исправно выплачивает штрафы в других странах, по сравнению с суммами которых российское наказание выглядит попросту смехотворным. Власти Турции оштрафовали Facebook за нарушение законов о защите личной информации на $282 тысячи. Федеральная торговая комиссия США обязала Facebook выплатить рекордные пять миллиардов долларов за допущенную утечку данных пользователей. А претензии антимонопольного ведомства Италии к Facebook в начале года также обернулись для компании штрафом в размере 5 миллионов евро.

В экспертном сообществе расходятся мнения о том, как заставить компанию соблюдать российское законодательство. Глава комиссии Общественной палаты России по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич убежден, что суммы штрафов для западных IT-гигантов должны быть существенно выше существующих: «Все наши штрафы для таких компаний выглядят просто смешно», — уверен эксперт.

Помимо радикального увеличения штрафов за нарушения в российском IT-сегменте Малькевич также подчеркивает, что необходимо добиваться регистрации офисов Twitter и Facebook в России в статусе юридических лиц, чтобы «вводить их в наше правовое поле».

Президент АО «Крибрум», гендиректор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов также полагает, что штрафы для Facebook и Twitter в размере четырех миллионов рублей совершенно ничтожны: «Эти компании могут столько в секунду платить», — убежден эксперт.

Ашманов предположил, что эффективно было бы накладывать на нарушителей оборотные штрафы — по европейскому примеру. Это значит, что размер штрафа варьируется в зависимости от общего оборота компании — или от ее оборота только на территории России.

Директор Института проблем правового регулирования Высшей школы экономики Анна Дупан в беседе с «Ридусом» высказала мнение, что увеличение размеров штрафов не приведет к выполнению западными компаниями возложенных на них обязательств.

Иностранные компании не выполняют свои обязательства по выплате штрафов по двум причинам. Во-первых, они понимают, что даже если Российская Федерация применит самую суровую меру и заблокирует их ресурс, — это не будет катастрофической потерей рынка. Поэтому можно попытаться «спустить дело на тормозах». Во-вторых, они знают, что физически взыскать с них штраф будет очень сложно, да и блокировать их не будут, побоявшись волны народного гнева, — подчеркивает собеседница «Ридуса».

По словам Дупан, механизм только один — общие договоренности: «В Европе Facebook и Google платят штрафы, потому что есть общее европейское, американское пространство, есть некие „джентльменские соглашения“. В России подобного нет: государству нужно встраиваться в международный контекст и выстраивать отношения с компаниями. Других механизмов пока нет».

К сожалению, не существует волшебной правовой таблетки, такого закона, который примешь — и все. Здесь необходима реальная работа по выстраиванию отношений с компаниями. IT-гиганты давно стали равноценны по влиянию с некоторыми государствами, поэтому и договариваться с ними нужно соответствующе, — заключила эксперт.