30 июля исполняется 65 лет великому Арнольду Шварценеггеру. Вспомнить всё про него не удастся – но Киноридус и не ставит перед собой подобной задачи. Достаточно дюжины в разной степени прекрасных фильмов – максимально представляющих все таланты нынешнего именинника. Далеко не все из них идеальны и не все одинаково любимы – но каждый примечателен именно с точки зрения творческой карьеры Шварценеггера.
«Геркулес в Нью-Йорке!» (1969) - дебют Арнольда на чужбине вскоре после переезда в Америку. Его агент немного приврал об имеющемся у юного дарования опыте сценической работы – но продюсеры, впечатленные очевидной мощь новичка, никаких доказательств не потребовали. К тому же из-за ужасающего акцента все доставшиеся Шварценеггеру реплики все равно были переозвучены другим актером. Кроме того, от длинной и неблагозвучной фамилии новоиспеченному Геркулесу настоятельно рекомендовали отказаться. На первых порах он поддался уговорам – и в титрах фильма стоит имя Арнольд Стронг.
«Оставайся голодным» (1976) – мало того, что Шварценеггер впервые играет у приличного режиссера (Боб Рейфелсон уже поставил «Пять легких пьес»), так еще и партнеры какие: Джефф Бриджесс и в будущем дважды «оскароносная» Салли Филд! Неудивительно, что в такой компании Арнольд просто не имел права ударить лицом в грязь – и старался как мог. Результат – поразительный: премия «Золотой глобус» как лучшему дебютанту. И знаменательное совпадение: лучшим фильмом в тот год был признан «Рокки». Сильвестру Сталлоне, надо сказать, с наградами повезло чуть больше – он даже выдвигался на «Оскар». И даже жаль немного, что оба в итоге выбрали другой путь для своей карьеры – а ведь могли бы пойти по стопам Де Ниро и Хоффмана…
«Конан-варвар» (1982) – звездный час накануне 35-летия. Запоздало, конечно, зато теперь уже навсегда. Перед мировым зрителем Арнольд предстает во всем своем блеске: минимум одежды позволяет продемонстрировать груду мышц в максимально привлекательном виде. Подсчитано, что за весь фильм Конан сказал принцессе Валерии всего пять слов. Немногословность на какое-то время становится фирменным знаком актера: зачем говорить, когда можно действовать? Завистники из «Золотой малины» тут же выдают Шварценеггеру номинацию на свою антипремию, однако он достойно «проигрывает» ее … Лоуренсу Оливье, входящему в число величайших актеров ХХ века. С «Малиной» Арнольду вообще не повезет, спустя годы ему даже присудят «утешительный» приз как главному ее лузеру: он восемь раз был в числе претендентов, но ни разу не становился «самым-самым». В отличие от того же Сталлоне, которого там даже признали худшим актером столетия.
«Терминатор» (1984) – немеркнущая классика. Поразительно, но первоначально студия хотела, чтобы Шварценеггер сыграл хорошего парня – и лишь здравый смысл помог режиссеру убедить всех, что тот гораздо выигрышнее будет смотреться в образе злодея (впрочем, сам Арнольд утверждает, что это он всех уговаривал). На все последующие десятилетия фраза «I'll be back» - главный вклад актера в мировую словесность. Известно, кстати, что у Джеймса Кэмерона в сценарии было написано по-другому: «I'll come back», так что вошедший в картину итоговый вариант – целиком и полностью заслуга исполнителя главной роли, то ли забывшего строчку, то ли попросту оговорившегося. Зато теперь весь мир ее повторяет по любому поводу.
«Коммандо» (1985) – всего лишь за год гонорар Шварценеггера вырос с 75 тысяч за "Терминатора" до двух миллионов за роль полковника Джона Мэтрикса, вызволяющего свою дочь из лап безжалостных злодеев. Долгое время картина ходила в лидерах по числу экранных убийств – преданными поклонниками подсчитано, что от рук Арнольда здесь погибает 81 персонаж. Внимательные зрители также отметили, что одного из них полковник убивает целых четыре раза – но в кино ведь, согласитесь, и не такое бывает. Картина была одним из главных хитов советского кинопроката и настолько врезалась в память актеру Михаилу Пореченкову, что спустя годы он переснял ее практически покадрово. Не спросив, кстати, у авторов разрешения.
«Близнецы» (1988). За шесть лет успев насытиться боевиками по горло, актер понимает, что ему все-таки надо развиваться и творчески – иначе зритель может элементарно от него устать (предположение, конечно, абсурдное). Серьезно поразмышляв, он принимает самое неординарное предложение из имеющихся – стать братом … Дэнни Де Вито! Причем родным – и даже близнецом. Смешна уже сама идея – и ее воплощение закономерно стало мировым суперхитом. К тому же Шварценеггер наконец становится доступен и детской аудитории – которую, по понятным причинам, не допускали на его прочие фильмы. И юные зрители, у которых только что появилась своя премия «Выбор детей», тут же признают Арнольда своим любимым актером. Сейчас вовсю поговаривают о неожиданно возникшем проекте продолжения – посмотрим, состоится ли оно взаправду.
«Терминатор – 2: Судный день» (1991) – уникальный случай в истории мирового кинематографа, когда уже знакомый персонаж возвращается к зрителям в совершенно новом качестве: из отрицательного монстра превращаясь в положительного героя. Правда, когда девять лет назад Американский киноинститут составил рейтинг ста лучших героев и злодеев, то хороший Терминатор оказался всего лишь на 48-й строчке, в то время как плохой – на 22-й. Зато показательно, что лишь два актера за всю историю Голливуда попали в оба раздела: Аль Пачино и Шварценеггер. По такому случаю последнему и была оказана честь огласить весь список в прямом телевизионном эфире.
«Рождество в Коннектикуте» (1992) – а это еще что, спросите вы. Увы, не все знают, что Арнольд Шварценеггер однажды попробовал себя и на поле режиссуры. Вернее, попробовал даже дважды – поставив перед этим одну серию популярных «Баек из склепа». Для своего же полнометражного дебюта молодой режиссер выбрал историю женщины, ведущей на ТВ кулинарное шоу – но совершенно не умеющей, как вдруг оказывается, готовить. Ненавязчивый юмор, череда забавных ситуаций – ничего «особенного», но в целом довольно мило. Приберег Шварценеггер и крохотный эпизод для себя – только уж очень крохотный.
«Джуниор» (1994) – еще одна комедия с еще более безумным сюжетом: Шварценеггер забеременел. В этом, кстати, серьезное отличие его комедийной карьеры от аналогичных попыток Сталлоне. Извечный конкурент нашего сегодняшнего именинника в это же самое время также пробовал разнообразить свою творческую палитру – но безуспешно. А всё почему? Сталлоне пошел, в принципе, по шаблону, в то время как каждая комедия Шварценеггера отличалась оригинальной изюминкой. Можно забыть подробности сюжета, но главную «фишку» из памяти уже попросту не выкинуть – что и обеспечивает его картинам долгую жизнь, освещенную непреходящей зрительской любовью. Столь необычная роль «папы-мамы» принесла Арнольду заслуженную номинацию на «Золотой глобус».
«Бэтмен и Робин» (1997) – разумеется, не самый очевидный фильм в биографии актера, но его присутствие в данном списке объяснимо. Впервые в своей звездной карьере Арнольд не солирует в картине и даже не выступает в паре – а оказывается частью большого ансамбля и масштабного замысла, отнюдь не концентрирующегося единственно на его персонаже. Мистер Фриз – значительная, но все же часть вселенной другого легендарного героя, Бэтмена; хотя в реальной жизни Шварценеггер получил гонорар гораздо больше, чем Джордж Клуни. Забавно, кстати, что режиссер Джоэл Шумахер однажды признался, что если бы Шварц отказался от роли, то вместо него в картине сыграл бы Сталлоне – еще одно пересечение двух «заклятых» друзей-конкурентов.
«Шестой день» (2000) – очередное свидетельство того, что Шварценеггер всегда предпочитал выбирать проекты с неординарными, захватывающими сюжетами, тематика которых максимально пересекалась с актуальными мировыми вопросами. Опасность искусственного интеллекта, терроризм, безумие телевизионных реалити-шоу… Поразительно, но Арнольд умудрялся быть героем не стандартных боевиков, а вообще-то остросоциальных фильмов – просто упакованных в максимально привлекательную для массового зрителя упаковку. В этой картине он поднимает бурно обсуждаемую всем светом тему клонирования – и объясняет ее подводные камни лучше, чем кто-либо из университетских профессоров. Что позволило «Золотой малине» в очередной раз приколоться: Шварц был выдвинут на антипремию трижды: за главную роль (герой), второплановую (его клон) и худший экранный дуэт (оба вместе).
«Неудержимые» (2010) – отсидев губернаторский срок, Шварценеггер постепенно возвращается в кино. И идея Сильвестра Сталлоне объединить в этой картине всех ярчайших звезд жанра экшн оказалась очень кстати. Роль Арнольда сводится к мимолетному появлению, но все равно очевидно: он в этой компании главный. Буквально на днях выходит вторая серия «Неудержимых» - и обещано, что здесь его роль существенно увеличена. «На этот раз Тренчу придется попотеть вместе с нами, - говорит Сталлоне о персонаже Шварценеггера. - Фактически, это будет первый раз в его и моей карьерах, когда мы будем действительно играть бок о бок. Мы сильно отличаемся по стилю актерской игры и выгодно контрастируем на экране. Хотя в конечном итоге мы преследуем и достигаем одной цели – развлечь зрителей».
А в начале следующего года нас ждет настоящее «Возвращение героя» - под таким названием в России выйдет картина, в которой Арнольд Шварценеггер предстанет в образе лучшего шерифа Соединенных Штатов, встающего на пути разъяренной банды наркоторговцев. Мир застыл в нетерпении. Спасибо, Арни, что ты есть.