Военное дело Технологии

Шведский истребитель Gripen D может стать символом европейского «ответа России»

0 7175

Оснащение и самолётный парк ВВС европейских стран долгое время представляли интерес лишь для немногочисленных военных экспертов и натовских чиновников, вынужденных заниматься данной темой по долгу службы. Буквально год назад мало кто знал, что помимо вездесущих американцев в лице F-15, F-16, F-22 и F-35 в арсеналах ЕС встречаются и вполне «породистые» истинно европейские машины, такие как французские Dassault Mirage 2000 и Dassault Rafale, англо-франко-итало-германский Eurofighter Typhoon и тем более шведский Gripen D. Производителем Gripen является концерн Saab, более известный по одноимённым автомобилям.

Однако на фоне прохладного отношения Соединённых Штатов к обязательствам по защите Европы и курса ЕС на собственную милитаризацию перед лицом «российской угрозы» имена европейских самолётов всё чаще оказываются на слуху. И если с Mirage, Rafale и Eurofighter сейчас всё понятно, то «таинственный швед» остаётся для многих тёмной лошадкой.

Будучи весьма удачной в техническом и военном плане машиной, самолёт по разным причинам не хватал звёзд на оружейном рынке, из-за чего за всё время шведский грифон так и не завоевал мировой известности. Но сегодня, в силу стремительно меняющихся обстоятельств, внимание европейских военнослужащих обращается и к незаслуженно забытому Gripen D.

В европейских штабах сегодня на полном серьёзе оценивают возможности данного истребителя. По мнению натовских специалистов, в случае возможного конфликта с Россией ему предстоит вступить в бой одному из первых.

Рыночный неудачник

Saab Gripen. © ВВС США

До начала украинского конфликта, несмотря на важность для Швеции, Gripen всегда с трудом находил покупателей в других странах. Saab не получал крупных экспортных заказов с тех пор, как Бразилия в 2014 году подписала контракт на партию из 36 самолётов, в то время как конкуренты обеспечили себе десятки поставок.

Затянувшаяся пауза закончилась после того, как в прошлом году Таиланд и Колумбия приняли решение о закупке Gripen. В ходе переговоров по контрактам Saab вызвал интерес со стороны Перу, Филиппин и Бразилии, неожиданно задумавшейся об увеличении прежнего заказа на 25%. По словам генерального директора Saab Микаэля Йоханссона, программа производства Gripen начинает набирать обороты.

«Сейчас наступила более интенсивная фаза, чем когда-либо прежде», — сказал Йоханссон журналистам.

Условия продажи Gripen давно не были настолько хорошими. Начало военных действий на Украине в 2022 году усилило внимание Европы к территориальной безопасности, в то время как президент США Дональд Трамп подталкивает союзников по НАТО к увеличению военных расходов.

В то время как европейские правительства значительно увеличивают оборонные бюджеты, некоторые из них рассматривают альтернативы американскому оружию, такому как F-35 от Lockheed Martin. Министр обороны Португалии заявил в марте, что при выборе между F-35 и истребителями местного производства Португалия будет «учитывать предсказуемость союзников».

Сделка Lockheed Martin со Швейцарией по F-35 колеблется из-за финансовых условий.

По словам Йоханссона, доступность самолёта Saab на протяжении всего срока службы и его проверенная надёжность побудили всё большее число покупателей серьёзно задуматься о его приобретении.

«Замечаем некоторую обеспокоенность по поводу того, насколько можно доверять США. Если страны захотят рассмотреть возможность создания двух авиапарков, мы готовы это обсудить», — отметил Йоханссон.

Две стороны независимости

Не каждый сегодня знает, что Швеция строит собственные истребители с 1940-х годов, следуя традиции самостоятельности и неприсоединения. Однако, по словам руководителей Saab, именно стремление к независимости поставило Gripen в невыгодное положение с точки зрения экспортных продаж с момента его дебюта в середине 1990-х годов.

Два конкурирующих европейских истребителя спонсируются крупными странами, давно являющимися членами НАТО: Eurofighter Typhoon — Великобританией, Германией, Италией и Испанией, а Rafale — Францией.

Все они представляют собой реактивные самолёты поколения 4+, что на шаг превосходит традиционные истребители четвёртого поколения, доминировавшие в 1980-х и 1990-х годах. Возможности трёх европейских самолётов считаются схожими. Gripen получил высокие оценки за экономичность, сетевые возможности, радары и возможность полётов с коротких или сложных взлётно-посадочных полос. Typhoon, производимый компаниями BAE Systems Plc, Airbus SE и Leonardo SpA, а также Rafale сравнительно быстры, но значительно тяжелее, поскольку несут больше топлива и вооружения.

Тем не менее в Европе ни один из этих трёх самолётов даже близко не приблизился к американскому F-35, единственному настоящему истребителю пятого поколения с его передовыми возможностями малозаметности, сетевой интеграцией и более высокой общей боевой эффективностью. Неудивительно, что у него имеется 13 европейских клиентов, включая таких соседей Швеции, как Финляндия, Дания и Норвегия, готовых покупать F-35 и дальше.

Saab сдала Gripen в аренду Чехии и Венгрии, в то время как Греция и Хорватия купили Rafale. Typhoon в регионе за пределами четырёх стран-спонсоров приобрела только Австрия.

Благодаря малозаметности F-35 заказчики могут считать его в будущем более перспективным, чем самолёты поколения 4 и 4+. Однако Saab давно утверждает, что радары её самолёта способны обнаруживать удалённые цели и направлять на них оружие. Данное обстоятельство делает его серьёзным соперником для истребителей пятого поколения.

Окно возможностей

F-35. © flickr.com

В глобальном масштабе Saab значительно отстаёт от других компаний по объёму экспортных продаж. Общий объём экспортных заказов на Gripen составляет одну девятую от объёма заказов на F-35A Lightning II и значительно отстаёт от заказов на Rafale и Typhoon.

Руководитель отдела прогнозирования рынков электроники и вооружений Janes Group Костас Тигкос заявил, что стоимость истребителя Gripen новейшего поколения составит от 80 до 90 миллионов долларов. При этом Тигкос отметил, что цена F-35 пятого поколения несколько ниже, поскольку данный самолёт находится в серийном производстве.

Эксперты считают Rafale и Eurofighter более дорогими вариантами, хотя цены индивидуальны и конфиденциальны, а многие предложения включают долгосрочное обслуживание, что затрудняет сравнение.

Как и ценные бумаги других европейских оборонных компаний, акции Saab в последние годы росли на фоне ожиданий инвесторов, что производители оружия выиграют от возобновления внимания к вопросам безопасности.

Руководство Saab с оптимизмом смотрит на перспективы Gripen, особенно учитывая, что страны осознают недостатки зависимости от США. Европейские правительства готовы потратить сотни миллиардов евро на перевооружение, а то и триллионы в течение следующего десятилетия. При этом всё чаще слышен призыв закупать продукцию у местных поставщиков.

«Раньше заказ американского оборонного оборудования считался безопасным и даже гарантией дружбы», — пояснила старший научный сотрудник Атлантического совета в Вашингтоне Элизабет Броу.

По её словам, теперь ситуация изменилась, учитывая ослабление поддержки Украины со стороны Трампа.

Тем не менее Броу предупреждает, что окно возможностей Saab может оказаться кратковременным, учитывая немалую вероятность внезапного улучшения отношений с США.

«Любые признаки отступления США будут встречены с энтузиазмом в каждой европейской столице. Но уже сделанные заказы, конечно же, останутся в силе», — сказала эксперт.

В настоящее время Saab продаёт одноместную версию E и двухместную версию F самолёта Gripen. Ожидается, что нынешний двухместный Gripen D, испытательный полёт которого состоялся 3 июня, будет эксплуатироваться в Швеции до середины 2030-х годов.

На Gripen посматривают и в Канаде. Сначала F-35 вытеснил его в борьбе за канадский заказ на 88 самолётов в 2023 году. Однако после заявлений Трампа о желании сделать Канаду 51-м штатом США перспективы шведа могут резко возрасти.