Общество

Сиди и жди смерти: в чем причина массовой ковидофобии?

0 8059

Можно при желании видеть всякого рода конспирологию в распространившемся по миру страхе перед «чудовищной эпидемией ковида». Как так получилось, что в эпидемию почти одновременно во всех странах мира не только поверили, но и стали дружно принимать против нее практически одинаковые меры? Если кто забыл, напомню: в марте 2020 года локдаун и «режим нерабочих дней» по всей России были введены при показателе смертности... четыре человека в сутки.

Кто же так быстро и прочно убедил правительства по всему шарику делать одно и то же? Или это просто «так совпало»?

Магия ужаса

Впрочем, оставим правительства в покое. Несомненно то, что ковид все эти полтора года вызывает у большого количества людей некий почти сакральный ужас. Ковида реально боятся! С одной стороны, конечно, давление СМИ, которые исправно нагоняют жути все полтора года каждый день в режиме нон-стоп; но, с другой стороны, ковид ведь в самом деле не такое уж ужасное заболевание, уж точно не холера и не черная оспа! От какой-нибудь лихорадки Денге смертность под 80% — это действительно впечатляет; от ковида же — на уровне 1-2%, тогда как 80% переносят болезнь в легкой форме или вовсе бессимптомно (то есть вообще не болеют). И вот при таких вроде бы совсем льготных шансах (можно заболеть и даже не почувствовать) многие испытывают реальную панику: как бы не подхватить, только бы не подхватить.

Почему? И это ведь русские люди, которые во всем мире считаются фаталистами и пофигистами, которым море по колено: они первыми едут на курорты после террористических атак или цунами, бесстрашно годами живут в аварийных домах, пьют паленую водку, едят неизвестные грибы… И это мы не говорим о «русской рулетке», которая недаром так называется (и в которой шансы погибнуть намного выше, чем от ковида). А тут перед ковидом, с шансами выжить 99 из 100, страх и ужас, во многом, как можно понять, иррациональный.

Почему люди боятся самолетов?

Страх перед коронавирусомСтрах перед коронавирусом.© pixabay.com

Тут лучше всего провести аналогию. С чем бы? На самом деле всё очень похоже на аэрофобию. Ведь до сих пор очень большое количество наших современников точно так же неудержимо и иррационально боится летать на самолетах! Для некоторых это настолько жуткий стресс, что они предпочитают протрястись лишние два-три, а то и пять дней в поезде, поехать на автомобиле, на велосипеде — лишь бы только не в «комфортабельном аэробусе»! Потому что «а вдруг он упадет?!».

Те, которые все ж решаются на полет, порой не спят ночь перед вылетом. От чего? От страха. На борт поднимаются на подгибающихся ногах, а едва оказавшись в салоне, стараются напиться, часто по-свински, вдрызг — лишь бы заглушить свой ужас. У каждого из нас есть такие знакомые аэрофобы, а многие и сами... Мы привыкли к этому явлению.

А оно ведь тоже очень странное. Собственно, почему люди так боятся именно самолетов? Почему не поездов? Не автомобилей? С ними ведь тоже бывают жуткие катастрофы. Более того: всякого рода математики давно подсчитали, что самолеты являются, наоборот, самым безопасным видом транспорта!

«Самолет — самый безопасный вид транспорта, статистика подтверждает это на 100%. На 100 миллионов миль погибает 0,6 человека. Если взять для примера 2014 год, то во всем мире случилась 21 авиакатастрофа. Из них 10 — грузовые суда, 11 — пассажирские. В общей сложности погибли 990 человек. Это меньше, чем количество погибших велосипедистов, и даже меньше количества людей, погибших за год от „рук“ ослов», — сообщает один из интернет-ресурсов, посвященных туризму.

А если уж сравнивать виды транспорта, то самый опасный как раз автомобиль. Вероятность погибнуть в автоаварии намного больше, чем в авиакатастрофе! И тем не менее аэрофобия есть, при том что про нее не так часто приходится слышать.

Много ли вы знаете людей, которые не спят ночь, зная, что завтра им предстоит поехать на такси со Щелковской на Динамо? Или таких, кто беспробудно напивается перед автопоездкой пассажиром с приятелем на шашлыки?

Таких просто нет. А почему? Ведь вероятность трагедии при езде на автомобиле много выше! За что ж именно самолетам такая честь?

Психологию аэрофоба мне постигать легко, поскольку я сам аэрофоб. На борту, правда, не напиваюсь, но летать боюсь, это точно. Поэтому я в научных целях подверг сам себя интроспекции: чего же я боюсь на самом деле? И почему ездить на авто мне не страшно (я там даже не пристегиваюсь), а в салоне самолета (напичканного, между прочим, сложнейшими приборами!) я дрожу? Я что, не верю в современную науку?

В науку я в самом деле не особо верю, но дело не в этом. Я отыскал причину! И она вовсе не связана с вероятностью. Человек — животное не математическое (чай, не робот какой), а эмоциональное.

В самолете на пассажира более всего давит ощущение бессилия, полной беспомощности. Ты заперт в алюминиевой громыхающей коробке, которая летит на какой-то невероятной высоте над землей, почему-то пока не падает, но если начнет вдруг падать, то сделать ты ровным счетом ничего не сможешь. Парашюта нет, ничего нет, управлять тебя не пустят, да и не умеешь ты управлять. Станет падать — просто сиди и жди смерти…

И вот именно это — ключевой момент! Потому что ведь пассажир в авто тоже беспомощен и бессилен. Ну вот увидишь ты фуру, которая летит в лоб по встречке, и что сможешь сделать? Понятно, что ничего: глухой удар — и привет. Но это будет мгновенно!

Салон самолётаСалон самолёта.© pixabay.com

А в самолете... В самолете ты с этой высоты еще будешь падать. Мучительно долгие секунды, а то и минуты. В качестве последнего утешения тебе выкинут и даже дадут на себя надеть кислородную маску — и вот тут уже прослеживается неожиданная прямая аналогия с ковидом, ведь у ковидных больных тоже появление кислородных масок окутано зловещим ореолом и считается неким предвестником конца: если тебя «посадили на кислород» — пиши пропало, с маской на лице уже мало кто выбирается... Кислород, ИВЛ — если попал, то, считай, всё! Как и в самолетах, все давно выучили по фильмам: если выпали маски и пассажиры стали судорожно их натягивать — ну всё, кранты, эти в масках уже не жильцы...

Смерть и ее ожидание

Так чего же на самом деле боится аэрофоб? Не смерти как таковой: он боится ожидания смерти. Боится, что у него будет время осознать приход смерти, ее неизбежность, невозможность спасения. Это вам не скорая гибель в автокатастрофе, пусть сколь угодно ужасная. Просто сидеть, зная, что самолет падает... Что на тебя действует какая-то непреодолимая сила (сила земного тяготения на самом деле), с которой невозможно никак бороться, и никто не придет на помощь.

И это ровно то, чего на самом деле боятся те, кто опасается заболеть ковидом. Не этого самого «одного шанса из ста», а вот этого «падения» (о нем говорили некоторые ковид-больные): когда вдруг твои родные легкие начнут по непонятной (до сих пор не исследованной) причине вдруг тебе отказывать, и никто с этим ничего не будет в состоянии сделать! Такое вот медленное, мучительное удушение — когда врачи будут только разводить руками.

То есть, собственно, ковид страшен не тем, что убивает (убивает он редко), а тем, что он убивает не сразу. Врач тебе успеет сказать, что ты умираешь, даже наденет на тебя кислородную маску — и ты так в маске (или со штырем ИВЛ в гортани) и протянешь ноги.

Современный человек более всего боится осознать собственную смерть. Собственную смертность. И поэтому он так боится ковида — отнюдь не такого уж смертельного заболевания. Но неизлечимого, если уж вдруг (никто не знает почему) у кого-то (у тебя?) вдруг начнется терминальная стадия.

То есть вот на эту удочку страха всех и подцепили. Нашли у человечества его самый страшный невроз, который оно от себя тщательно скрывает: мы смирились со своей внезапной (по Булгакову) смертностью, но мы отчаянно не хотим эту свою смертность почувствовать наяву.

Когда разберешься — как-то всё примитивно. Даже странно, что вот такой скрытой аналогией удалось запугать всё человечество.