Экономика

«Сила Сибири» запущена: что впереди — триумф или провал

0 14817

Газопровод «Сила Сибири» — самый дорогой в истории «Газпрома» — официально запущен. В понедельник, 2 декабря, президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин «открыли кран» поставкам российского газа в Китай.

Де факто первые несколько месяцев магистраль будет работать в тестовом режиме. На проектную мощность — 38 млрд кубометров в год — она выйдет к 2025 году. В первый год планируются поставки в объеме 5 млрд кубов, в 2021-м — 10 млрд, в 2022-м — 15 млрд.

Нужен ли Китаю весь этот газ на самом деле? Вокруг проекта ценой в 1,2 млрд рублей много скепсиса относительно его экономической целесообразности. По оценкам Sinopec, второй по объемам добычи нефтегазовой корпорации КНР, уже сейчас на внутреннем рынке страны газа имеется с избытком. Лишние объемы составляют 9 млрд кубометров, то есть, почти в два раза больше того, что планируется прокачать по «Силе Сибири» за первый год.

По данным компании, спрос по итогам уходящего года оказался на 15% ниже прогнозов правительства (305 млрд кубометров против 360). В следующем году прогнозируется рост до 335 млрд кубометров, однако предложение (344,6 млрд) снова будет выше.

На территории Китая «Сила Сибири» пройдет от приграничной провинции Хэйлунцзян до Цзилиня и Ляонина, крупнейшего зернового хаба в Китае. Но пока промышленность и 68 миллионов жителей региона потребляют лишь 14 млрд кубометров газа в год.

Еще один спорный вопрос — цена поставок. Она не раскрывается. Известна только общая сумма контракта — 400 млрд долларов. При этом китайцы славятся своим жестким подходом в переговорах и умением добиваться выгодных для себя условий, поэтому есть мнение, что голубое топливо из России они будут получать практически даром. Однако эксперты, опрошенные «Ридусом», скептических настроений не разделяют и в радужных перспективах российского газа в Китае не сомневаются.

Спрос есть, труб не хватает

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Текущий избыток газа на внутреннем рынке Китая объясняется вовсе не отсутствием спроса — он-то как раз растет достаточно бодро. Именно поэтому на внешних рынках закупаются дополнительные объемы. Но вот инфраструктура за ростом спроса не поспевает. Хотя газотранспортная система в стране очень быстро развивается, пока ее возможности не позволяют удовлетворить все нужды потребителей, поясняет ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. Однако в ближайшие годы этот перекос будет ликвидирован, уверен он.

«Сильной стороной китайцев является умение работать, и очень быстро. Я думаю, что за два года они решат проблему доставки газа потребителям, и никакого избытка газа на китайском рынке не будет в принципе», — прогнозирует эксперт.

Что же касается «Силы Сибири», она вошла в новую систему газоснабжения северо-восточного Китая, которой раньше просто не было (ее создавали именно под российскую магистраль). Поэтому говорить о том, что этот газ может быть не востребован на рынке, просто смешно, считает аналитик. Фактически сейчас создается новый рынок сбыта, и не только для России, но и для самого Китая. Пока система способна принять только 10 млрд кубометров в год, но она будет очень быстро развиваться, уверен Танкаев.

Вздохнуть с облегчением

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

«Сила Сибири» нужна китайцам как воздух, в буквальном смысле слова: в крупных городах страны просто невозможно дышать, в некоторых на улицу приходится выходить с респиратором. Китайская энергетика традиционно была построена на угле, а это — самый грязный энергоноситель на Земле. И, в конце концов, руководство КНР приняло стратегическое решение «очистить» энергопотребление страны, доведя долю газа до 60%. Для сравнения, сейчас таким объемом могут похвастаться, пожалуй, только два государства — Россия и США.

В тот момент, кода было принято решение, доля газа в энергопотреблении Китая равнялась нулю. Чуть больше пяти лет назад она достигла примерно 5%, а теперь, по оценкам китайских специалистов, подросла до 17%. Если действительно удастся довести ее до 60%, стране понадобится 1 трлн кубометров газа в год. Кроме как в России взять такое количество неоткуда.

Китай — в принципе безграничный рынок для газа, и для России в том числе. «Газпром» надеется, что в перспективе общие поставки голубого топлива в КНР достигнут объемов, сопоставимых с Европой (туда сейчас уходит 200 млрд кубометров), напоминает аналитик Райффайзенбанка по нефтегазовому сектору Андрей Полищук.

«Когда в Китае в городах стало возможно дышать и видеть солнце, многие местные жители и политики уже не хотят возвращаться обратно, хотят наращивать потребление газа вместо угля», — отмечает он.

Выход российского газа в Китай через «Силу Сибири» — огромный и очень важный шаг, добавляет Танкаев. Среди поставщиков голубого топлива в Китай на первом месте пока не Россия. Значимую долю занимает Туркмения, где китайцы полностью контролируют газодобывающую промышленность. Но по запасам газа она не может сравниться с Россией, хотя и вышла сейчас на третье место в мире. Российская доля на китайском рынке будет расти, и станет, в конце концов, главной, уверен аналитик.

Дешево, не недолго

© Serg Glovny/Zuma\TASS

В результате длительных переговоров китайцы, судя по всему, действительно добились каких-то преференций в ценах, признают эксперты, и сейчас рынок Китая для России выглядит не слишком привлекательным. Но это временно.

Схожая ситуация некогда наблюдалась в Турции после запуска «Голубого потока». Первоначально турки тоже старались опустить цены как можно ниже, и даже пытались платить за газ турецкими товарами. Но буквально через несколько месяцев рынок газа в Турции начал расти бешенными темпами, голоубого топлива постоянно не хватало, между операторами началась конкуренция, соответственно, цены немедленно взлетели и вышли на нормальный мировой уровень. Все то же самое будет и в Китае, прогнозирует Танкаев.

«То, что весь газ законтрактован CNPC, не значит, что не будет конкуренции. Не исключено, что будут какие-то дополнительно заключены контракты и с другими китайскими компаниями нефтегазового профиля», — замечает он.

Уже сейчас китайская цена на российский газ, скорее всего, не сильно отличается от европейской, считает Полищук.

«По нашим оценкам, она ниже примерно на 7%", — заключает он.