Повышение налоговой нагрузки подстегнет экономический рост в России, заявил министр финансов Антон Силуанов во вторник на Апрельских чтениях в Высшей школе экономики. Рост НДС до 20% принесет бюджету дополнительно около 600 млрд рублей в год. Эти средства должны поступить в экономику ближе ко второй половине года в виде инвестиций и национальных проектов, пояснил глава Минфина.
Он также предположил, что темпы роста ВВП по итогам текущего года могут превысить официальный прогноз в 1,3%. Динамика показателя в первые месяцы оказалась лучше ожиданий, напомнил Силуанов. Согласно Росстату, экономика прибавила 0,7% в январе, а в феврале — 1,5%.
К ускорению экономического роста, по словам министра, должны подключиться и правоохранительные органы. Они будут «участвовать непосредственно в реализации общенациональных целей и задач, поставленных президентом, и создавать необходимые условия, комфорт работы наших предпринимателей», заявил глава Минфина. Риски же он видит на Западе, где исчерпаны возможности для стимулирования роста.
Меры денежно-кредитного и бюджетного стимулирования, послабления денежно-кредитной политики — будь то в США, будь то в Европе, — они уже не работают. В Европе практически отрицательные ставки, в США вообще динамика до последнего момента шла на повышение ставок, в этом году ФРС заявила о том, что такого повышения не будет, — сообщил Силуанов.Не способствуют экономическому развитию и большие государственные долги, накопленные странами Европы, США и Китаем, а также торговые войны, добавил он.
Цинично, но правдиво
© Игорь Ставцев/Коллаж/RidusЧто касается влияния налогов на рост экономики, министр финансов отчасти прав, признают экономические аналитики. ВВП можно повысить двумя путями — увеличив количество продаваемых товаров и услуг или подняв их цену, напоминает эксперт «Международного финансового центра» Дмитрий Иногородский.
В случае роста цен должен упасть спрос (если, конечно, само удорожание не связано с дефицитностью товара). Однако, если повышать цены на товары и услуги первой необходимости, спрос на которые не может опуститься ниже определенного уровня, это действительно даст прирост ВВП.
Звучит цинично, но так оно и происходит. Ретейлеры уже два года рапортуют о проблемах в розничной торговле. Цены выросли из-за роста НДС. Да, номинально товары первой необходимости не попали под повышение налога, но фактически и они подорожали из-за роста накладных расходов на производство, хранение и доставку товара, — поясняет эксперт.Темпы роста экономики России действительно могут превысить ожидания в размере 1,3%, соглашается с министром и ведущий аналитик ООО «Эксперт Плюс» Мария Сальникова.
Адаптированность к санкциям и внешнему давлению, а также вес России на внешней арене демонстрируют готовность соответствовать оптимистичному настрою наших министерств, — говорит она.Аналитик учитывает стойкость России и ее ключевых европейских партнеров к препятствиям, которые Вашингтон чинит «Северному потоку — 2», силу влияния на рынке энергоресурсов в целом и сотрудничество с Китаем, который попал под гнев США в вопросе торговых отношений.
Но если положение дел не изменится и министры не начнут считать темпы экономического роста по реально располагаемым доходам населения, ситуация может приобрести обратный характер, предупреждает Иногородский. По его словам, уже сейчас в регионах люди все больше стараются надеяться на себя, личное сельское хозяйство и натуральный обмен «с соседями».
Равнение на гуманность
© Оксана Викторова/Коллаж/RidusРиски для российской экономики несут не внешние факторы, а внутренние проблемы, уверен эксперт. Снижение реальных доходов населения, абстрагированность власти от проблем малого и среднего бизнеса, высокая стоимость кредитов для бизнеса, отсутствие нормально работающей системы рефинансирования «невыгодных» кредитов для населения, отсутствие прогрессивной шкалы налогообложения — это все создает сложности для экономического роста.
На данном этапе предоставление больших экономических гарантий и равномерное распределение средств является куда более приоритетным и экономически более выгодным, нежели обеспечение экономической свободы и «бумажного» роста ВВП, считает он.
Во всем цивилизованном мире существует более гуманный способ ускорения экономического роста, поддерживает коллегу директор департамента управления активами компании ERARIUM Group Денис Лисицын. Это называется прогрессивная шкала налогообложения, когда богатые граждане платят налогов больше, чем бедные, или бедные не платят вообще и получают субсидию, поясняет он.
Повышение НДС никак не способствует увеличению покупательной способности населения, особенно его малоимущих слоев, которых в России большинство, подчеркивает он.
Статистика все «исправит»
© Игорь Ставцев/Коллаж/RidusНельзя не учесть тот факт, что Росстат провел радикальный пересмотр макростатистики за период с 2014 года, и теперь, в разрезе сравнения по отношению к прошлому периоду, темпы роста ВВП не смогут пойти на рекордный рост, отмечает Сальникова.
С другой стороны, опять-таки в разрезе пересмотренной статистики по основным экономическим показателям России с 2014 года, можно ждать, что данные по темпам роста ВВП в 2019 году все же будут соответствовать ожиданиям Минфина.
А если нет, то расчеты снова могут поменять. Так, по фактическим данным на текущий момент, ни рецессии, которая, как считалось, продолжалась два года подряд, ни падения промышленности, ни обвала в строительстве на самом деле не было. Кроме того, планы России по вхождению в топ-5 экономик мира по итогу 2024 года явно уже заложены в темпы развития страны в текущем году, и вся налоговая нагрузка рассчитана в соответствии с прогнозами по инвестициям в национальные проекты, — рассуждает аналитик.То есть планы по ускорению экономики на 2019 год, по ее мнению, стоит расценивать как часть общего проекта роста экономики в ближайшие пять лет, и внешние риски, равно как и драйверы, не являются основополагающими. Гораздо более весомым является настрой внутри страны и готовность довести майские указы президента до реализации.