Культура Стиль

«Синяя болезнь»: история татуировки с древних времен до наших дней

0 6173

В каждом крупном городе сегодня есть мастера татуировки, погруженные в то или иное направление, с богатым опытом, они не просто ремесленники, но исследователи и хранители традиций.

Потребители могут выбирать среди десятков различных стилей. Проводятся грандиозные международные фестивали и тату-конвенции. Это не просто способ самовыражения — татуировка, наконец, снова становится искусством.

Искусство несмываемых подкожных изображений — древнее, оно имеет историю, относится к разным культурам и насчитывает по разным источникам от четырех до шести тысяч лет.

На сегодняшний день, самой древней татуировкой является «крест» на теле «ледяного человека Отци» (Otzi), обнаруженного в 1991 году в Тирольских Альпах. Возраст мумии составляет примерно 5300 лет.

Египетские татуированные мумии несколько моложе. Они датируются приблизительно II тысячелетием до н. э. На фигурах, извлеченных из памятника Сети в Ливии, были обнаружены изображения богини Нейт.

Также, есть свидетельства существования татуировки в Древнем Китае того же периода — примерно II тысячелетие до н. э. Некоторые историки полагают, что именно китайская стала прародительницей знаменитой японской татуировки. Хотя четкие сведения об этом направлении в искусстве в Японии относятся к I веку н. э.

Загоняя краску под кожу, утонченные гейши обходили запрет на демонстрацию обнаженного тела. Покрывая себя красочными узорами, создавалась некая имитация одежды, делая их обладательниц еще более сексуальными и соблазнительными. Девственными, при этом, оставались только лицо, ладони и ступни.

В древности, нательные изображения указывали на принадлежность к тому или иному племени и помогали определить социальный статус ее носителя. Так, в Новой Зеландии охотники племени наносили перманентный боевой раскрас. Что являлось, также, признаком храбрости, доблести и принадлежности к семье охотников. Геродот писал о фракиянах: «Порезы на коже означали благородное происхождение; не имеющий их, не благороден».

В Писании, в книге Левит (19:28) заповедано евреям: «Ради умершего не делайте надрезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен». Нацисты, после прихода к власти, также запретили художественную татуировку, как противоречащее национал-социалистическим ценностям государства явление. Фашисты татуировали узников лагерей с целью идентификации и дополнительного унижения человеческого достоинства, особенно среди верующих иудеев. Однако этой процедуре подвергались и члены преступной организации «SS», на коже которых выкалывалась группа крови.

После окончания войны, международные следственные органы обнаруживали гитлеровских преступников, в том числе, по этим небольшим меткам на их телах.

Но это мы забежали вперед.

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

Пока не сварили Кука

Капитан Джеймс Кук в XVIII веке привез с Таити не только «Великого Омаи» — полностью татуированного таитянина, ставшего местной сенсацией — но и саму культуру вместе с названием. Ни одна ярмарка или бродячий цирк не обходились теперь без татуированных арт-объектов. К середине XIX века, место аборигенов в представлениях стали занимать сами американцы и европейцы, покрытые работами уже местных мастеров.

К концу XIX столетия татуировка стала настолько популярной в США, что в 1891 году Самуэль О’Рейли запатентовал первую электрическую тату-машинку. С появлением аппарата, увеличилась скорость, работа стала легче, стоимость ниже, а доходы больше. Появились тату-салоны, что перестало делать татуировку особенной, только для привилегированных с одной стороны, но и уничтожило ассоциацию с позорным клеймом, с другой.

После Кука термин «татуировка» стал общепринятым у различных народов и быстро распространился по всему Земному шару.

В энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона указывается, что слово «татуировка» полинезийского происхождения: «та» — картина, «ату» — дух. «Та-ату», «тату» — картинка-дух. В «Словарь медицины», подготовленный бельгийцем Пьеро Нистеном, термин «татуировка» впервые попал в 1856 году. А после Эмиль Литере ввел его в знаменитый «Словарь французского языка»

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

ХХ век

В ХХ веке Первая мировая война сделала татуировку невероятно популярной. Между боями солдаты создавали изображения на различных частях тела. Не исключено, что мирное время многие из них на это не решились бы. Но на войне, каждый думал о своих близких и о том, что будет, в случае печального исхода. Никто не хотел пропадать без вести, чтобы его, возможно, изуродованное или разорванное на части тело смогли идентифицировать и привезти домой к маме, к жене и детям, а те, в свою очередь, отправили в последний путь.

Послевоенная популярность грубой татуировки среди низших слоев населения уничтожила моду на подкожные картинки среди элиты. И даже средний класс всячески прятал под многослойными одеждами объекты минувшей гордости.

Лишь благодаря рок-музыке, байкерам и революционно настроенной молодежи 50−60-х татуировка снова начала обретать невероятную популярность. Стали снимать фильмы, где на телах секс-символов красовались незамысловатые картинки.

Для художественных фотосъемок стали прибегать к боди-арту, чтобы создать брутальный образ. В 1970 году на обложку «Rolling Stones» впервые попал татуированный человек. Это был мастер и основатель тату-музея Лайл Таттл. Множество рок-звезд в те времена стали счастливыми обладателями его работ, в том числе Шер, Дженис Джоплин, Генри Фонда.

Лайл Таттл

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

Из Руси в Россию

Единственное сообщение о нательных рисунках на Руси найдено в «Записках путешественника на Волгу» у арабского писателя Ибн Фадлана в 920−921 гг: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл. … И от края ногтей кого-либо из них до его шеи — это всё зелёное: деревья, изображения и тому подобное».

Кроме этого упоминания, татуировка в России появляется лишь в XlX веке, когда гвардейский поручик граф Федор Толстой на стоянке у острова Нукагива во время кругосветного путешествия привез на корабль «Надежда» местного мастера и забил себе все тело. Его примеру последовали многие матросы, что «парализовало» команду. Татуировка в те времена наносилась болезненным путем надрезов осколками раковин и заливание едких красящих пигментов. Экипаж был нетрудоспособен. График похода шел «коту под хвост». Капитан корабля Иван Крузенштерн негодовал. В будущем это придало яркости рассказам графа, когда он охотно демонстрировал свое тело в аристократических салонах по просьбам гостей.

К концу столетия татуировка в России становится символом аристократии. 8 декабря 1906 года петербургский дворянин Евгений Павлович Вахрушев подал прошение начальнику главного врачебного управления с просьбой официально разрешить ему заниматься нанесением татуировок. После недолгой переписки он стал первым легальным татуировщиком в России.

Дело Вахрушева

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

Пока высшие слои столичных граждан наслаждались своими аристократическими метками, на Сахалине каторжники запустили длительный процесс перехода татуировки из моды в тюремный быт.

Они наносили так называемые «сахалинские картинки». Дальше начинание подхватил Александровский централ в Иркутской губернии, а после Октябрьской революции татуировка становится «буржуазным пережитком царского режима».

Вплоть до окончания Великой Отечественной войны татуировка ассоциировалась исключительно с асоциальной прослойкой, где воровские нательные символы — это и «паспорт», и «досье», и «грамоты», и «орденские книжки».

После Победы из штрафбатов вернулось множество героев: на одежде ордена и медали, под гимнастерками уголовное прошлое. Это несколько смягчило отношение добропорядочного населения к подкожной «живописи».

В послевоенные годы блатные песни, стихи Высоцкого и фильм «Сережа» (1960) притянули татуировку в городской фольклор творческой интеллигенции.

К 80-м годам тела советской рок-элиты пестрили аналогами западного рецепта «sex, drugs & rock’n’roll». А местные мастера активно черпали опыт у Запада. В 1995 году в Москве состоятлась первая тату-конвенция.

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

Королевские «портаки»

Одним из ключевых татуировщиков прошлого века был Джордж «Профессор» Барнетт.

Ребенком он услышал рассказы моряков о своих «якорях», да так сильно впечатлился, что уже в 11 лет начал практиковаться на одноклассниках. Спустя два года, за это и был отчислен из школы.

После 12 лет скитаний по миру, накопив достаточно опыта у мастеров Японии, Африки, Азии и прочих мест, он возвращается в Англию, открывает свою тату-студи и полностью посвящает себя любимому делу. Его популярность выросла настолько быстро, что он получил титул «Король татуировщиков».

Его клиентами были Король Испании Альфонсо XIII, Король Дании Фредерик IX, Король Англии Георг V, «Великий Оми». Но любимой клиенткой была его супруга: «Моя дорогая жена, Эдит, лучшая модель», — говорил Джордж, который не переставал «бить» вплоть до самой смерти в возрасте 81 года.

Татуировки были на телах уважаемых личностей в разные времена. Жан-Батист Бернадот — основатель ныне правящей королевской династии Швеции — был обладателем надписи на французском языке «Смерть королям!».

У короля Швеции и Норвегии Карла XIV Юхана на груди было выведено «Смерть царям и тиранам!». У Николая II — меч на груди, имя супруги на руке и дракон, привезенный из Японии, на предплечье. На том же месте — ниже локтя — у Томаса Эдисона были набиты пять точек, а у Уинстона Черчиля — якорь. Теодор Рузвельт — 26-й президентт США — на груди носил семейный герб.

Английский король Гарольд II был опознан после смерти только благодаря татуировкам. Сталин обладал скалящимся черепом. Правда, вождь, традиционно обзавелся ей в местах лишения свободы.

Даже Иосиф Кобзон не удержался от надписи «не забуду мать родную» и еще пяти других татуировок в бурной молодости, чтобы не прослыть среди дворовой шпаны слабаком и трусом. Потом, по собственным словам, свел.

Николай II и Король Дании Фредерик IX

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

Максималисты

В 2006 году в Книгу рекордов Гиннесса был занесён Лаки Даймонд Рич, как самый татуированный человек в мире. Его тело покрыто татуировками практически на 100%, включая гениталии, уши и рот.

Идея покрыть всё своё тело татуировками пришла к нему ещё в детстве, но он долго откладывал её, пока не сделал свою первую: изображение небольшой булавы для жонглирования на бедре. С тех пор он постепенно делал всё новые татуировки, пока они не покрыли всё его тело, включая веки. После этого он начал покрывать свою кожу светлыми татуировками поверх тёмных, а также добавлять цвета.

Лаки Даймонд Рич

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

На втором месте среди мужчин — Том Леопард. Такое прозвище он получил благодаря радужному окрасу кожи под шкуру леопарда. Многие считали его чокнутым, но ему было плевать.

Двадцать восемь лет жизни он потратил на службу в спецвойсках. После чего осознал, что «все тлен» и уехал от цивилизованного мира на остров Скай, чтобы уединенно жить в хижине, читать книги, прогуливаться по лесу на четвереньках и прикрывать срамоту лишь набедренной повязкой. Его тело на 99,9% покрывала пятнистая татуировка, были вставлены клыки, что не мешало ему до конца жизни раз в месяц путешествовать на лодке за пенсией и продуктами.

Том Леопард

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

Самой татуированной женщиной в мире считается 59-летняя Джулия Гнусе. Ее история отличается от Лаки. Редкое генетическое заболевание — порфирия — задало вектор жизни Джулии. Заключается оно в том, что кожа лопается под воздействием солнца. Чтобы скрыть множественные шрамы тридцатилетняя девушка начала покрывать свое тело изображениями персонажей из американских телешоу, фильмов и анимаций. Более четырех сотен татуировок спасли Джулию от комплексов и уродливых шрамов.

Джулия Гнусе

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

Всем известный Рик Генест, он же Зомби Бой, заболел идеей смерти в 15 лет, после операции по удалению опухоли из головного мозга. В 21 год он встретил Френка Льюиса, который придумал для него концепцию, а для себя стабильный заработок на ближайшие 5−7 лет.

Реализация творческих амбиций мистера Льюиса принесла Рику всемирную известность, социальную приспособленность в мире моды и неплохие гонорары.

Рик Генест

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

Первым человеком в России, сделавшим татуировку на глазном яблоке стал москвич Илья Бомбер. При нанесении подобной татуировки в глазное яблоко вводится игла и вливается краска, которая впоследствии растекается самостоятельно. Этот метод не безопасен, и всегда есть риск потерять зрение.

Однако, для многих будет удивлением, что этой процедуре уже более двух тысяч лет. Она проводилась для улучшения зрения. Римские лекари лечили ей белые пятна на радужной оболочке. Врач Гален проводил операцию на глазах еще в 150 году до н. э.

До XIX века врачи начали использовать иглы с чернилами методом татуированния роговицы для восстановления от деформаций и помутнений. Делались различные конструкции игл для процедуры — рифленая игла, игла кластеров, первые глазные тату машинки и так далее. В двадцатом веке объявления пестрили возможностью изменить цвет глаз подобным методом.

Инъекционный метод нанесения татуировки глаза был изобретен Шенноном Лараттом и доктором Хауи. Экзекуция впервые была исполнена 1 июля 2007-го.

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

Мода проходит, татуировки остаются

С помощью средств массовой информации модные тренды по всему миру все больше попадают под единые стандарты. В частности, появилась статистика численности татуированных людей в той или иной географической точке.

Все больше людей хотят «набить» себе эскиз «как у того парня». Но мода — понятие временное, татуировки же делаются навсегда. Выводить их больно, дорого и долго. Как говорил один знакомый мастер: «Самое верный способ избавиться от такого рода ошибки — утюг. Один раз „пришпарил“, зажило, шрам лазером шлифанул и бей новую. Быстро, дешево и не муторно». Удаление татуировок — это безусловно одна из современных тенденций. Существуют разные методы — от иссечения татуированной области, криохирургии и электрокоагуляции, которые оставляют рубцы, до самого безопасного на сегодняшний день лазера.

Первые попытки применить лазерный луч для удаления татуировок были предприняты еще в 60-х годах прошлого века американским физиком Теодором Майманом. Он успешно практиковал эту процедуру в течении пяти лет. Далее лазерные технологии развивались, видоизменялись и совершенствовались, но риск остаться со шрамами все равно был велик.

Современные методики «впереди планеты всей», а риски минимализированы. Хотя ожоги, выпадение волос на обрабатываемом участке, подкожные гематомы, а иногда и усиление яркости рисунка, иногда встречаются, избавление от неверных решений с помощью луча это удобный и незаменимый метод.

«Ко мне часто приходят люди удалить относительно свежую работу. Просто, потому что надоело, — говорит один из видных тату-мастеров России, инноватор Игорь GIN Разенков, — Среди них большинство — девушки. Они относятся к татуировкам, как к бижутерии: сегодня нежные цветочки под кружевное платье, через год черепа к кожаным штанам».

По словам Разнекова, еще некоторое время назад татуировка «выполняла определенные функции, это был некий статус — ее нужно было Заслужить», и речь отнюдь не о тюремных картинках.

«Сегодня же татуировка стала повсеместной, она заполнила всевозможные ниши и обесценилась, продолжает мастер. — Конечно, мне хочется больше философии и стиля в массах, на не просто украшений, условно, на лето. Это и есть качество клиента».

Люди с насыщенной жизнью, по его словам, никогда не станут «топиться в татуировках, но будут себя ими дополнять». Существует масса способов самовыразиться, и это еще одна хорошая возможность.

Татуировка обладает магией привлечения внимания, и несмотря на активность применения, например в рекламе — она продолжает работать. Стереотипы стираются, татуировка возвращает себе статус искусства, но в обществе все еще находится в поиске своего применения.

Работы Разенкова Игоря

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

Как отмечено выше, татуировка уходит корнями в древность и на протяжении столетий являлась верной спутницей различных сословий, у многих народов, во все времена, на всех континентах, во всевозможных культурах. При этом современное общество до сих пор не до конца понимает татуировку.

А как известно, то чего мы не знаем — пугает и отталкивает. Именно поэтому все больше людей делятся на две крайние категории: чья кожа девственна и чиста, и тех, чьи тела имеют все меньше просветов.

«Вы будете удивлены, сколько людей в Москве до сих пор приходят и спрашивают, не примут ли их за „зэков“, если они набьют себе ту или иную задумку, — поделился с „Ридусом“ глава студии My Way Tattoo Алексей Мокров. — И это несмотря на бытующее мнение, сегодня подкожная живопись — растущий тренд по всему миру, в том числе и в России».

Вместе с тем татуировка, по словам предпринимателя, перестала быть запретной в сознании людей. «Мы активно стараемся формировать правильное представление о данном направлении искусства, донести верную информацию, воссоздать культурный слой, — пояснил Мокров. — Такие амбиции привели нас к идее открыть первый в Москве музей татуировки.

Алексей Мокров

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

Задача не только образовывать жителей города на эту тему, но главное — уничтожить некомпетентное мнение».

«У каждого клиента своя мотивация, — продолжает Алексей. — Наша задача предоставить для этого все необходимые условия на высшем уровне. Множество людей хотят сделать себя красивее таким способом».

В восемнадцать-двадцать лет, по его словам, клиенты часто хотят выразить свой протест: родителям, обществу, политическим движениям или продемонстрировать свои симпатии и увлечения; после двадцати двух — двадцати четырех — подход уже более осознанный. «Хотя бывает по-разному, — добавляет специалист. — Иной раз это просто экспрессия, которую я тоже бесконечно уважаю».

Игорь Разенков же в свою очередь любит повторять: мода — это качество. Для всего же остального у него есть лазер.