Курды на контролируемых ими территориях на севере Сирии могут объявить в среду о своей федерализации, сообщило агентство Reuters со ссылкой на курдского чиновника Идриса Хассана.
Ранее дипломатический источник в СБ ООН сообщил, что ряд стран Запада рассматривают вариант федерализации Сирии и передали свои идеи спецпосланнику ООН по Сирии Стаффану де Мистуре.
Координатор Высшего комитета по переговорам сирийской оппозиции Рияд Хиджаб заявлял, что комитет отвергает эту идею.
Федерализация Сирии — чудовищно сложный вопрос, по которому у мирового сообщества нет единства, поэтому и сами курды очень осторожны, когда он озвучивается на том или ином уровне, говорит профессор Института востоковедения Ирина Звегельская.
«Иракские курды автономию имеют, и понятно, что сирийские считают, что они на нее тоже имеют право. Но сию минуту курды стараются не акцентировать этот вопрос, чтобы в ходе женевских переговоров выглядеть белыми и пушистыми», — сказал она «Ридусу».
Формально в ходе этих переговоров Сирия мыслится как унитарное государство, каковым она является по конституции. Любые же изменения в конституцию могут быть внесены только после окончания гражданского конфликта в этой стране, создания переходного правительства и прочих политических решений.
«О любой федерализации пока поэтому говорить преждевременно. Силы, заинтересованные в автономии, в Сирии, конечно, есть. Но решение вопросов меньшинств — вопрос длительный и крайне деликатный», — говорит Звегельская.
Некоторые политики, например госсекретарь США Джон Керри, ранее оговаривались, что федерализация может стать тем самым «планом Б» на случай, если межсирийские переговоры провалятся.
Но и сама федерализация может проводиться на разной основе: религиозной, этнической, территориальной и т. д. В Сирии же далеко не все общины любят друг друга настолько, чтобы в случае автономизации жить на общей территории с «титульным» сообществом.
Гражданская война подлила изрядно масла в огонь этой нелюбви. И заставить разные общины жить вместе на «чужой» территории не сумеет никто из ныне действующих переговорщиков.
Возможно, поэтому отказ Рияда Хиджаба принять идею федерализации — это не каприз и не дипломатический ход, а трезвая оценка текущей ситуации.