«Энни» (Annie)
США, реж. Уилл Глак, в ролях: Куавенжаней Уоллис, Джейми Фокс, Роуз
Бирн, Кэмерон Диаз, Бобби Каннавале, Адевале Акинойе-Агбаже, Мила Кунис, Рианна, Майкл Дж. Фокс.
Десятилетняя Энни — девочка как девочка, разве что чуть более задорная, чем все остальные: даже скучный школьный доклад способна превратить в музыкальное шоу. Она верит, что «удача — для неудачников», кажется милой («Именно кажется!») и почему-то не умеет читать (хотя это спойлер). А ещё у неё печаль: несколько лет назад родители (как она верит) вынуждены были оставить свою малютку-дочь на чужое попечение, но однажды они вернутся, обязательно вернутся, быть может, даже завтра — надо лишь верить. Пока же Энни живёт под присмотром неудовлетворённой, а оттого пьющей опекунши, уверяющей, что она бывшая певица из «Spice Girls» и переживающей, что не вышла за Джорджа Клуни. Однажды на бегу девочка сталкивается с кандидатом в мэры Нью-Йорка, миллиардером, владельцем сотовой компании, который панически боится микробов, но соглашается на некоторое время приютить «сиротку из Гарлема» ради серии позитивных промо-фотографий (это ведь «как держать черепашку в доме», успокаивает себя он).
Трейлер фильма «Энни»
Фильм идёт два часа и за это время даже цинично настроенный зритель успевает преодолеть несколько этапов его восприятия.
Поначалу волей-неволей сравниваешь новую киноверсию бродвейского мюзикла с лентой 1982-го года, поставленной Джоном Хьюстоном. Несмотря на то, что гранду американского экрана было на тот момент 75 лет, на лёгкости картины это не отразилось: она отлично смотрится и сегодня. Тот фильм был именно что мюзиклом — в классическом понимании жанра: там здорово пели и прекрасно танцевали.
Работу Уилла Глака («Отличница лёгкого поведения», «Секс по дружбе») мюзиклом точно не назовёшь: здесь многое сделано для того, чтобы приблизить историю к рядовой мелодраме, разве что герои время от времени от избытка чувств принимаются петь под музыку (что пару раз даже обыграно не без юмора: «Это ты мне поёшь?» — уточняет героиня во время чужой песни). Убрана и вся устаревшая (да к тому же увеличивающая бюджет) избыточность: в детском приюте осталось всего-навсего пять девочек, а многочисленные слуги и вовсе испарились из заоблачного пентхауса (причём для этого хватило единственной фразы: «Предпочитаю быть один»).
Упомянем заодно, что за три года до «Чикаго» постановкой данного мюзикла для телевидения дебютировал Роб Маршалл, и не забудем про российский сценический вариант десятилетней давности, в котором заглавную роль исполняла Лиза Арзамасова. Впрочем, сколько бы не было этих предыдущих «Энни», у нас их всё равно видел далеко не каждый, так что время на сравнение потеряют немногие.
В российском варианте фильма «Энни» все песни дублированы
Затем новый фильм начинает раздражать даже вне своей связи со старым. В стране некогда победившего пролетариата как-то больно смотреть на все присущие сюжету буржуазные излишества. Когда опрятно одетые девчонки поют в ухоженной комнатке «Наша жизнь — жесть», жалуясь, что хуже их приюта нет ничего на свете, ловишь себя на мысли о том, как же далеки американцы от всего остального — реального — мира и сколь слабое представление они имеют о том, какова жизнь детдомовцев на самом деле. «Зажрались!» — единственный возможный здесь комментарий.
Отторгает и описание «идеальной квартирки»: пока Энни поёт «Здесь совсем неплохо жить» в окружении наимоднейших «прибамбасов», только и думаешь, как потом объяснить своему ребёнку, почему мы живём несколько, скажем так, иначе. К слову, на том, что нажита квартирка явно неправедным путём, создатели фильма предпочитают не зацикливаться, лишь вскользь сообщая, что телефоны богатого героя сгорают прямо в руках, зато делая акцент на вышке сотовой связи прямо в короне Статуи Свободы.
Песня к фильму «Энни»
Однако постепенно (далеко не сразу) сюжет картины всё-таки делает своё дело — увлекает, а обаяние артистов заставляет забыть о классовых и межгосударственных разночтениях. В конце концов, это ведь просто ещё одна вариация истории Золушки — только с богатым опекуном вместо прекрасного принца.
Конечно, это сказка. Чтобы самолюб, презирающий толпу и отвратительный по целому ряду параметров, вдруг за неделю исправился под воздействием чрезмерно улыбающейся девчушки?.. К тому же под каким таким «воздействием»? Здесь нет ни единой психологически оправданной мотивировки для счастливого финала, и в своём завирательстве фильм порой просто неприличный — как пыльца в глазах Джейми Фокса.
Но в этом и заключено волшебство американского кинематографа — в умении сглаживать все острые углы и заставлять забыть обо всех неприглядных сторонах реальности. Охваченная маниакальной верой в добро, творческая команда картины прёт на зрителя так, что когда произносится заветное «Мы вместе, дружок» с радостным ответом «А это немало», понимаешь, какое же это счастье — так вовремя встретить на своём жизненном пути такого вот обаятельного, в принципе, миллиардера. И прощаешь картине решительно всё, подпевая вслед за её героями: «Восход придёт к нам завтра. / Продержись, пожалуйста, до завтра. / Ну где же ты, завтра, любимое завтра?.. ааа-ааа-аа…»
И жизнь даже без пентхауса становится лучше.
Ролик к фильму «Энни»: весь мир поёт про «Завтра»