Технологии

Система ЭРА-ГЛОНАСС останется без госфинансирования

2 604

Россия с 2018 года прекращает финансирование оператора ГЛОНАСС, заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин во вторник.

Теперь АО «ГЛОНАСС» будет работать на коммерческой основе.

В АО «ГЛОНАСС» на запрос «Ридуса» на момент публикации материала не ответили.

Один из создателей системы ЭРА-ГЛОНАСС Андрей Ионин уверен в том, что за два года существования АО «ГЛОНАСС» компания вполне могла выйти на самоокупаемость.

«На поддержание работоспособности данной системы навигации требуется ежегодно порядка 800 миллионов рублей. Если правительство приняло решение снять ее с бюджетного финансирования, значит, там все до копейки подсчитали. Потому что ЭРА-ГЛОНАСС выполняет социальную функцию помощи на дорогах, такую же, какую выполняет служба „112“», — рассказал он «Ридусу».

Откуда возьмутся средства на поддержание работы системы, если государство перестанет ее спонсировать?

Финансирование ЭРА-ГЛОНАСС может осуществляться по такой же схеме, по какой в СССР и Великобритании финансировалось общественное телевидение, предполагает Ионин. Пользователь не платит никакой абонентской платы; он вносит свою долю в тот момент, когда покупает телевизор, — в стоимость «ящика» уже заложены средства на функционирование телевидения.

Аналогично пользователь системы ЭРА-ГЛОНАСС, покупая навигатор, точно так же вносит свою лепту в ее софинансирование, сам о том, возможно, не догадываясь.

«Рогозин потому так уверен в том, что АО „ГЛОНАСС“ сможет выйти на самоокупаемость, что начиная с этого года все новые автомашины, производимые в России, в обязательном порядке комплектуются навигаторами. Соответственно, автопроизводители обязаны закупать у ГЛОНАСС специальные сим-карты. То есть в стоимость каждого автомобиля уже сейчас заложена какая-то сумма, которая сразу же идет на счета ГЛОНАСС», — объясняет эксперт, откуда возьмутся деньги.

Арифметика здесь совершенно прозрачная. В России в текущем году ожидается, что с конвейеров сойдет около 2 миллионов новых автомобилей. Это транслируется в 2 миллиона новых абонентов АО «ГЛОНАСС» ежегодно.

Федеральный «именной» закон о системе ГЛОНАСС разрешает компании для исполнения функций «Эры» устанавливать тарифы для абонентов и ежегодно утверждать их в ФАС. То есть никакой отсебятины компания себе позволить не может.

В этом году АО «ГЛОНАСС» создало совместное предприятие с РТИ «Транспортные системы» (оператором системы «Платон»). Тем самым ГЛОНАСС будет получать дополнительный доход еще и с «подорожной», которую платят все дальнобойные грузоперевозчики России.