Наука и техника

Система ГЛОНАСС: чудо техники или пятое колесо в телеге

4 207119

В августе этого года президент России на совещании, посвященном развитию космической отрасли, одобрил предложение руководства Роскосмоса об обязательном оснащении отечественных самолетов навигационной системой ГЛОНАСС.

В марте Минтранс сообщил о подготовке приказа, обязывающего авиакомпании оснащать самолеты системой ГЛОНАСС с 2022 года. Согласно проекту приказа, требования распространятся на воздушные суда максимальной взлетной массой свыше 5,7 тонны.

Российская ГЛОНАСС

ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система (ГЛОНАСС) — российская спутниковая система навигации, предназначена для оперативного навигационно-временного обеспечения неограниченного числа пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования.

ГЛОНАСС — единственная система в мире, которая предоставляет доступ к гражданскому сигналу глобального позиционирования в двух частотных диапазонах L1 и L2 потребителям по всему миру на безвозмездной основе.

Основой системы ГЛОНАСС являются 24 космических аппарата (КА), которые движутся в трех орбитальных плоскостях по 8 аппаратов в каждой плоскости, наклоненных к экватору под углом 64,8°, с высотой орбит 19 100 км и периодом обращения 11 ч 15 мин 44 с. Выбранная структура орбитальной группировки обеспечивает движение всех КА по единой трассе на поверхности Земли с ее повторяемостью через 8 суток. Такие характеристики обеспечивают высокую устойчивость орбитальной группировки системы ГЛОНАСС, что практически позволяет обходиться без коррекции орбит космических аппаратов в течение всего срока их активного существования.

Один из показательных примеров применения глобальной спутниковой навигации в интересах спасения человеческих жизней — система ЭРА-ГЛОНАСС (Экстренное Реагирование при Авариях).

Ее основная задача — определение факта дорожно-транспортного происшествия и передача данных на сервер реагирования. При аварии автомобиля установленный на нем навигационно-телекоммуникационный терминал автоматически определяет координаты, устанавливает связь с серверным центром системы мониторинга и передает данные об аварии по каналам сотовой связи оператору.

Эти данные позволяют определить характер и тяжесть ДТП и осуществить немедленное реагирование машин скорой помощи. Применение данных Глобальной навигационной спутниковой системы через ЭРА-ГЛОНАСС позволяет значительно снизить уровень смертности от травм, полученных в результате дорожных аварий.

Необходимость внедрения системы ГЛОНАСС — это вопрос обеспечения национальной безопасности и повышения эффективности деятельности в самых разных сферах общественной жизни, поэтому в актуальности ГЛОНАСС сомневаться не приходится. Не удивительно, что аналогичные глобальные навигационные спутниковые системы достаточно давно используются и развиваются многими странами мира.

Американский конкурент

В США уже во всю силу действует собственная новейшая навигационная спутниковая система NAVSTAR, включающая в себя хорошо известную всем нам GPS (Global positioning system). Ее спутники летают в шести плоскостях на высоте 20 000 км. Группировка NAVSTAR полностью укомплектована в апреле 1994-го и с тех пор поддерживается постоянными запусками. В ней находятся 29 рабочих спутников, равномерно распределенных по орбитам.

Европейский соперник

Европа, не желая зависеть от США, также уже реализует создание собственной навигационной системы «Галилео». Еще в декабре 2005 года ракетой-носителем «Союз-ФГ» с космодрома Байконур был запущен ее первый спутник с навигационным аппаратом GIOVE-А. Система состоит из 30 КА, и ею пользуются около 1,8 млрд абонентов. О «Галилео» уже сегодня говорят как о самом рентабельном инфраструктурном проекте: прибыль ожидается примерно в 4,6 раза выше инвестиций, которые оценивались минимум в 3,2 млрд долларов.

Азиатские тигры

У них тоже вовсю разрабатываются космические навигационные системы. Это прежде всего китайская национальная региональная навигационная система Beidou (в переводе «Северный Ковш» — китайское название созвездия Большой Медведицы). Основной целью является обеспечение основных услуг для пользователей, находящихся на территории и акватории обоих Шелковых путей (сухопутного и водного), а также соседних регионов, и завершение развертывания орбитальной группировки из 35 КА, предназначенной для обеспечения услугами пользователей глобально к 2020 году.

Японская квазизенитная спутниковая система QZSS (Quazi-Zenith Satellite System) — это региональная навигационная спутниковая система, предназначенная для обслуживания потребителей в Тихоокеанско-Азиатском регионе.

Программа развития системы QZSS предполагает создание в 2018 году группировки из 4 космических аппаратов (КА), 3 из которых (КА QZS-1,-2,-3) предполагается разместить на квазизенитных орбитах (наклонение 43° ± 4° к экватору) в трех орбитальных плоскостях. При этом орбитальные плоскости будут разнесены на 120°. Таким образом, каждый из спутников должен находиться над территорией Японии в течение 8 часов каждые сутки (угол места составляет минимум 60°). 1 КА планируется разместить на геостационарной орбите. В проект создания системы также заложена возможность последующего расширения группировки до 7 КА.

Система NAVIC

В мае 2006-го Индия утвердила программу создания системы региональной навигационной спутниковой системы (Indian Regional Navigation Satellite System — IRNSS), которая должна обеспечить автономное навигационно-временное обеспечение на Индийском полуострове.

Первый НКА IRNSS-1a запущен 8 июля 2013 года. Формирование штатной орбитальной группировки из 7 космических аппаратов закончено в 2016-м. Тогда же система получила новое название — NavIC.

Проблемы, проблемы, проблемы…

На первый взгляд и по докладам чиновников с реализацией системы ГЛОНАСС в России все в порядке. Спутники летают, Землю мониторят, людей спасают. Однако и здесь есть свои подводные камни.

Взять ту же ЭРА-ГЛОНАСС. Стоимость навигационно-телекоммуникационного терминала составляет от 30 до 45 тысяч рублей. Если для нового автомобиля это вполне подъемная сумма, то для подержанного, например стоимостью 100 тысяч рублей, весьма значительная. Кроме того, автовладелец зачастую не знает, кто должен устанавливать эту систему, будет ли она легитимна, кто будет проверять правильность ее установки и кто будет устранять неисправности, если они появятся. Более того, также непонятно, кто будет в будущем модернизировать установленное оборудование и обновлять программное обеспечение.

И самое главное. ЭРА-ГЛОНАСС может устанавливаться исключительно на транспортные средства, числящиеся в реестре авто, сертифицированных для установки данной системы.

А установка ЭРА-ГЛОНАСС — это не такая простая вещь. В частности, одна западная фирма после установки и проверки этой системы разбила два автомобиля.

Поэтому не удивительно, что BMW вывела уже купе и кабриолеты с российского рынка по причине экономической нецелесообразности установки на них ЭРА-ГЛОНАСС.

А как дела в небе?

Ну а в авиации проблем еще больше. Несмотря на приказ Минтранса, обязывающего авиакомпании оснащать самолеты системой ГЛОНАСС, они этого могут и не делать. Почему?

Во-первых, в настоящий момент в воздушном законодательстве РФ отсутствуют требования об обязательном оборудовании даже воздушных судов отечественного производства системой ГЛОНАСС, не говоря уже об иностранных самолетах.

Во-вторых, стоимость установки сертифицированной аппаратуры для коммерческих воздушных судов ГЛОНАСС/GPS составляет от 100 тысяч долларов и выше, в зависимости от класса оборудования. И должны платить эту сумму производители самолетов, т. е. «Боинг», «Эрбас», «Эмбрайер». А будут ли они это делать? Весьма сомнительно!

В-третьих, в России сейчас летает около 600 самолетов иностранного производства, оснащенных системой GPS. Где они будут переоборудоваться под систему ГЛОНАСС, в России или за рубежом?

В-четвертых, только 107 аэродромов РФ из 182 оснащены системой ГЛОНАСС. Сколько надо еще денег, чтобы всю аэродромную сеть России оснастить этой системой?

В-пятых, если все-таки все самолеты иностранного производства, и новые, и которые уже эксплуатируются, оснастят системой ГЛОНАСС, их надо сертифицировать в соответствующих сертификационных органах Европы, США, Южной Америки, поскольку установка потребует внесения изменений в конструкцию каждого типа судов, что может стоить десятки миллионов долларов для каждого типа. Кто это будет делать и кто платить?

В-шестых, ГЛОНАСС, как и американская NAVSTAR, — это система двойного назначения. В случае необходимости ГЛОНАСС может быть использована в области обороны страны для наведения высокоточного оружия и других целей. А если западные самолеты будут оснащены этой системой, не устроят ли они террористические акты, подобные 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах Америки, в Европе, тех же США или где-то еще?

И самое главное. По словам того же Рогозина, сегодня ГЛОНАСС в целом примерно в два раза уступает GPS.

«Если у них уровень разрешения 3,6 метра, то у нас примерно 7 метров», — пояснил вице-премьер.

Так вот стоит ли овчинка выделки?