«9 дней и одно утро»
Россия, реж. Вера Сторожева, в ролях: Анна Щербинина, Ольга Попова, Ксавье Галле, Светлана Тома, Глеб Пускепалис, Сергей Пускепалис, Ника Анаскина.
Французская топ-модель, некогда найденная приёмными родителями в российском детдоме, с благотворительной миссией возвращается в родные края. И на четвёртый день узнаёт, что у неё есть, оказывается, родная сестра.
«Счастливым детством назовут поэты нашу жизнь», — выразительно декламируют детдомовцы перед красивой гостьей, после чего просят забрать их с собою во Францию, подальше от такого вот «счастливого детства» со сломанными бачками в туалете. «Никогда нельзя пускать отчаяние в свои сердца», — утверждает Анна Круглова, обеспеченная, утвердившаяся, но так пока и не заведшая главного — семьи (не считать же за таковую парижского любовника?).
Материал для очередного «чернушного» фильма (как сказали бы те, кто редко выезжает за пределы МКАДа) Вера Сторожева с присущим ей умением превращает в основу почти что гламурной мелодрамы. Где не скрываются, конечно, бытовые проблемы (вот трубу прорвало, вот асфальт перекладывают), но над всем этим — колокольный звон, примиряющий и убаюкивающий: мол, ничего, мы и без французов прорвёмся.
К тому же подлинная драма разбитых маленьких сердец ловко прячется под «очаровательными» житейскими анекдотами: то героиня ходит по-маленькому под яблоней, то дородная банщица парит француза в русской бане, то француз этот гоняется за аборигеном, чтобы сфотографировать, а то герои вчетвером принимаются ловить сбежавшую козу. «Бедные вы, я б так не смогла», — говорит местная мороженщица про полную страстей жизнь в Париже. Разве не смешно? Смешно. Чего ж тогда плакать?
Намёки на конфликт – минимальные, а зачастую попросту призрачные. Напавшие на героиню во время пробежки собаки моментально нейтрализуются. Контуженный афганец нарочито лезет в кадр, но никак особенно себя не проявляет. Мэр города и вовсе был бы чудесным человеком, не подряди сына поприударять за приезжей фифой. Личная же тема погибшей матери утыкается в единственное воспоминание: «А какая она была?» - «В шлёпанцах». Про то, как бы сейчас жилось уроженке Ростова, не удочери её некогда французы, та предпочитает особо не задумываться. Ну, жила бы. Как-то бы уж прожила. Остальные живут же.
Детдом как не самое очевидное место для счастья также довольно быстро выпадает из фокуса. Оставаясь в памяти лишь печальной, но поучительной байкой про мальчика, который всё хотел убежать, хотел-хотел, а когда убежал – его грузовик сразу сбил. Потому что нечего сбегать было. Кормили ведь? Ну и ладно. В этой связи куда важнее другой вопрос: какой хор посылать на праздник для мэра? Репертуар-то разный: мальчики – они военные песни поют, а девочки – те про любовь. Так какой?..
Единственная неприятность, которая могла бы разрушить всю идиллию, с такой заботой выстроенную вокруг главной героини, случается, как и полагается, аккурат к финалу. Но право слово, лучше бы она и не случалась, позору было бы меньше. В то время как мир — и мир кинематографа в том числе — полон реальных драм, авторов фильма хватает только… Ох, нет, нету сил пересказывать… Что только не придёт в голову сытым людям, чтобы отвлечь других более-менее сытых людей от «тягостных переживаний» субботнего вечера…
Предположить, что кто-то решит посмотреть эту обаятельную сказку в другие дни, да не по телевизору, а пойдёт в кино и заплатит за билет из собственного кармана, почему-то трудно. Хотя картина уже и получила ряд призов именно что от посмотревших её зрителей — в Выборге она по итогам народного голосования заняла не обидное третье место, а на «Московской премьере» и вовсе победила, завоевав зрительское Гран-При. Что в принципе подтверждает мысль о том, что публика и правда соскучилась по «добрым» фильмам, но не гарантирует, что эта «доброта» будет без дополнительных усилий переплавлена в твёрдый рубль при широком прокате.