Политика

Сколько денег нужно кандидатам на предстоящую думскую кампанию

1 735

Обсуждается этот вопрос в контексте стоимости электорального позиционирования кандидатов-одномандатников. Суммы в ходе обсуждения озвучивались довольно существенные, однако реальность подкорректировала амбиции разного рода либеральных политологических группировок.

Как следует из опроса ведущих отечественных избирательных технологов, проведенного порталом PolitAnalitika, стоимость кампании по одномандатному округу будет, скорее всего, варьироваться в диапазоне 50−80 миллионов рублей, что явно ниже прогнозируемых совсем недавно цифр от 100 миллионов и выше.

Однако дьявол, как всегда, кроется в деталях. 

Грядущие думские выборы будут проходить на фоне существенного осложнения социально-экономической обстановки в стране, что повлечет для той же партии власти необходимость ухода от бюрократических механизмов работы в округах и привлечения известных и уже обладающих стартовой известностью кандидатов. Именно для таких персоналий стоимость кампании будет обходиться в искомые скромные (по избирательным меркам) финансовые показатели. И процедура праймериз помимо определения собственно самого популярного внутрипартийного кандидата имеет своей целью превентивное формирование мобилизационных сеток в поле, формирование штабной структуры, отработку агитационно-пропагандистских процессов и т.д.

Тому, кто сможет создать себе эти стартовые условия, будет на порядок проще вести кампанию на округе уже непосредственно в ходе общих выборов.

Следует также отметить и тот факт, что снижение предполагаемых предвыборных финансовых запросов со стороны политологического сообщества демонстрирует неудачную попытку ряда либеральных игроков на этом поле искусственно создать ажиотаж на рынке электоральных услуг, подняв тем самым ценник и попытавшись, таким образом, подороже продать собственный экспертный продукт.

В сухом же остатке имеем следующее — во-первых, ставка на праймериз и более открытую предварительную стадию выборов дает возможность кандидатам оценить свои возможности. Во-вторых, привлечение всеми партиями кандидатов вне собственной партийной структуры снижает стоимость кампании, так как позволяет включать, так сказать, немонетарные электоральные резервы — уже имеющийся социальный капитал, связи, отработанную полевую сетку и т.д.

Ну и в третьих — за счет политизации более широких масс населения (в силу возросшей роли коммуникативной и медийной сферы, Интернета в первую очередь), выборы перестают быть делом узко-корпоративной группы лиц, так называемой экспертократии, монополизировавшей право на формирование предвыборной повестки, формирование и ведение кампании. 

Эти знания и умения лишаются какой-то эксклюзивности, мистической, закрытой «цеховой» природы. А значит, и стоимость избирательных кампаний будет все в большей степени зависеть от способности кандидата не вытаскивать из Москвы политтехнологов — «звезд», а от умения выстраивать на локальном уровне максимально широкие гражданские коалиции и привлекать общество, НКО, бизнес и власть для содержательного предвыборного диалога.