Миф I. Славянск уже давно в жестокой блокаде
Во-первых, подлинное вооружённое кольцо вокруг Славянск сформировалось сравнительно недавно, во время боёв 2 мая. До этого «анти-террористическая операция» под руководством киевских властей носила скорее символический характер. Если по-простому: армейские лишь создавали видимость. Припугивали, кое-где перекрывали, кое-где ловили, обыскивали. Но из города, да и из района можно было легко выехать с любыми документами. Проверка багажника, пара вопросов и всё. А на некоторых дорогах, ведущих к Славянску, до 2 мая украинские формирование вовсе не появлялись.
Но вот уже почти неделю вокруг мятежного города действительно сжимается кольцо. Украинская армия заняла ключевые блокпосты, ранее занимаемые ополченцами. Это уже ставшие знаменитыми точки: «Былбасовка», «Комбикорм», «БЗС». Все они, важно отметить, находятся в пригороде. Ни одного «чекпоинта» украиских сил в черте Славянска нет.
Но и нынешние украинские рубежи пересекать можно, в том числе с паспортом «славянца». Военные детально осмотрят багажник и документы. А вот российским журналистам, по многочисленным сообщениям, дорога может оказаться «только в один конец», на депортацию. Потому немногочисленные отечественные корреспонденты предпочитают не покидать Славянск. Мы даже перестали ездить по популярному направлению в Краматорск, находящийся всего в 10 километрах. А уж о поездке в Донецк и не фантазируем.
Миф II. В Славянске перебои с хлебом,
водой и другими продуктами
Да, был один день, когда не работал городской хлебозавод. В некоторые магазины хлеб не завезли, другие продавали «вчерашний». Кое-где возникли пустые полки. Но подобное наблюдалось лишь однократно.
С водою тоже существенных проблем не было. В городе успешно функционируют, как мелкие продуктовые магазины, так и супермаркеты. В них в изобилии и 1,5, и 2 литровые бутылки воды.
В то же время, закупающие провизию для местного кафе признались мне, что купить «мелким оптом» молоко сейчас действительно сложно.
Что особенно беспокоит местных, так это нехватка бензина и автомобильного газа (последний весьма популярен). Дело в том, что большинство АЗС находится за пределами "украинского" кольца, добраться туда можно только после долгого стояния на контроле. А на внутригородских «заправках» топлива часто не хватает или вовсе нет.
Миф III. В Славянске постоянно стреляют,
люди боятся выходить на улицы
Славянск – наполовину состоит из частного сектора, одноэтажных домиков. Другую большую часть составляют хрущёвки, девятиэтажки. Все ключевые объекты ополченцев, как то СБУ, гормилиция, горсовет находятся в шаговой доступности друг от друга, в центральной части.
Так вот, ни в одной из этих зон боевые действия между ополченцами и украинскими солдатами не велись. За несколькими исключениями. Была однажды стрельба у пожарной части, в том числе, с применением крупнокалиберного оружия. Случился в одну из ночей обстрел снайпером штаба (здания СБУ). Все остальные перестрелки происходят вблизи уже упомянутых блокпостов, загородом. Или вовсе – в соседних посёлках. Так, по-настоящему кровавыми стали события в Андреевке (3 километра от Славянска, район"телевышки), а также в Семёновке (буквально в километре от городского района Химик).
В центре же можно видеть большое количество вооруженных людей, и даже катающуюся бронетехнику, но стрельбы здесь не бывает. Именно поэтому местные жители не поддаются панике. Гуляют с детьми, отдыхают в скверах, у фонтана, в закусочных. Посещают парикмахерские и обувные магазины, обсуждают новости у продуктовых лавок.
Хочу напомнить про мой видеосюжет «Позитивный Славянск», подготовленный специально для «Ридуса». Вот именно так выглядит блокадный город днём, под уже совсем летним солнцем.
Ни разу, более чем за две недели пребывания непосредственно в Славянске я не видел какой-либо истерии. Ни людей с тюками, тележками, похожих на беженцев, ни рыданий или других чрезмерно эмоциональных состояний.
Лишь ночью, да ранним утром бывает напряжение. Оно особенно проявилось на рассвете 2-го и утром 5-го мая. Тогда звучала общегородская сирена, били колокола на главном храме, и город действительно приготовился к штурму. Который, впрочем, так и не состоялся.
Миф IV. В городе процветают грабежи и другие преступления
В Славянске сейчас, действительно, почти не увидишь милиционеров или патрули ДПС. Но, как ни странно, уровень преступности остался на том уровне, на каком он и бывает в райцентрах такой категории. Машины угоняют, случаются кражи. Но это не имеет экстраординарной статистики. Во всяком случае, во множестве откровенных разговоров никто мне не жаловался на «разгул преступности».
В первые дни пребывания в Славянске, ещё в середине апреля, я заметил растерянность многих жителей. Их действительно смущало обилие вооруженных людей в масках. Но сейчас горожане привыкли, что угрозы от них нет, и практически не замечают присутствия открытого оружия. Даже и фотографироваться с детьми возле «повстанцев» перестали. Баррикады и ополченцы с «калашами» стали частью городской повседневности, и даже элементами славянского пейзажа.
Кстати, вооружены «огнестрелом» не более четверти от общего числа ополченцев. Большинство же местных мужчин вышли на баррикады в повседневной одежде, не имеют даже дубинок. А уж бронежилеты здесь достаются только командирам и «ветеранам».
Миф V. В округе Славянска орудуют банды «правосеков»
«Правый сектор» - здесь, как и во многих российских публикациях, вроде серийных маньяков. Все боятся и все обсуждают, приписывая всё больше ужасов и преступлений. Слухи – от фантастических до комических. Из фантастических, например: высадка «правосеков» из автобусов на окраине, рассредоточение по городу. А один из самых забавных: «Вы слышали, что правосеки ходят сейчас по домам под видом электриков? Спрашивают паспорта, а потом рвут их!».
Помню единственную палатку-тент «Правого сектора» на Майдане, в декабре. Потом движение «доросло» до выделения ему этажа в захваченном Доме профсоюзов. А сейчас, если верить слухам и тенденциозным новостным сводкам, «правосеки» действуют чуть ли не дивизиями, сеть же их простирается по всей Украине. По-моему, субкультурное, малочисленное, вообщем-то, движение, только начавшее оформляться в партию, не заслуживает той рекламы, которую ему предоставляют.
Видел на Юго-Востоке украинских десантников из Житомира, Ивано-Франковска, Днепропетровска. Говорил со срочниками из многих городов Востока. Наблюдал издали «национал-гвардейцев» в чёрном. Может быть, среди последних и есть участники «Правого сектора», но предполагаю, что и в «Национальной Гвардии» их меньшинство.
Миф VI. В Славянске вовсю идёт подготовка к референдуму
О референдуме говорят давно и часто. Но подлинная уличная агитация развернулась лишь в первые спокойные дни после обострения 5-го мая. До этого, по-видимому, ополчению было не до бюрократии. Улицы, здания денно и нощно укреплялись, на случай штурма.
А сейчас на стенах то тут, то там стали появляться объявления-приглашения. Местные рассказывают, что в некоторых школах, других учреждениях началась подготовка избирательных участков.
Так что, референдум постепенно перестаёт быть мифом, и скоро, если не помешает силовой конфликт, станет реальностью.