Anthrax на разогреве себе может позволить только Slayer. Примерно как Лемми из Motorhead может позволить разве что Metallica на домашней вечеринке.
Знающие люди говорят, что добродушнее металлистов нет людей в музыкальном мире: «напьются, заблюют весь пол и обнимаются». Сразу две банды корифеев трэш-метала в очередной раз подтвердили справедливость этой нехитрой формулы за вычетом второго пункта.
Напиваться металлисты, как водится, начали загодя и, даю руку на отсечение, многие об этом пожалели. У входа в московский Stadium Live за две минуты до официального начала концерта народ размеренно вливал в себя пиво и прочие радости, никуда не торопясь.
Надо отдать должное организаторам: в это время очереди уже не было — проход на площадку занял не более трех минут. Однако ж и этого хватило запоздавшим металлистам, чтобы пропустить знакомую всем по «Арии графа Дракулы» песню I’am the Law в исполнении Anthrax.
Да, предположить, что сэйшен начнется минута в минуту, вряд ли кто-то мог. Тем более, на афише в качестве открывающего коллектива значилась отечественная команда Thrashred, мало кому интересная.
Anthrax живьем автору этих строк довелось услышать впервые, и слово «впечатлили» передает лишь малую толику эмоций, которые подарили Джоуи Беладонна сотоварищи. Публика довольно быстро была Caught in a mosh, т. е. закружилась в адском хороводе. Не даром у многих народов круговые пляски носят сакральный характер — есть в этом что-то заводящее и очищающее, даже несмотря на то, что все пихаются локтями. Пока ты кружишься, захлебываясь в этом угаре, а зал ревет Antisocial, происходит магия. А Джоуи Беладонна говорит: «Поднимайте упавших!» В данном случае подобное напоминание излишне — русские своих не бросают.
Нашелся, конечно же, в толпе какой-то упырь, который зачем-то швырнул пивным стаканом в Скотта Иэна. Был немедленно и прилюдно «зафачен» (надеюсь, и от соседей по слэму ему прилетело в торец).
И это после подкупающего диалога Иэна с публикой:
— Я задам один вопрос. Вы любите трэш-метал?
— Даааааа!
— Не за что, — улыбнулся в бороду лысый Иэн.
Под занавес Anthrax на расположенных по обе стороны от барабанов стойках с фирменными пентаграммами повесил портреты Ронни Джймса Дио и Дэймбега Даррела. Первый просто вечный рок-герой, «придумавший» «козу», а второй играл в Pantera и был застрелен в 2004 году во время концерта каким-то фанатиком. И ;заиграла In The End в честь обоих.
Напоследок Иэн прорекламировал грядущий в 2016-м альбом For All Kings и пообещал увидеться в следующем году, что обнадеживает. Часовое выступление закончилось.
В «антракте» было больно смотреть на вышеупомянутых людей, которые пили пиво у входа. Они ж не знали, что пропускают Anthrax. Поток развеселых курильщиков, вылившийся на улицу делиться впечатлениями от услышанного, для них стал шоком. Очевидно, люди положились на печальный опыт, считая, что Anthrax выйдет на сцену не раньше, чем через час. И некоторые даже пытались вяло убедить окружающих, что дескать Anthrax «еще не играл». Играл. Да еще как!
Ну, а потом началось…
Сколько хорошего (и по делу) про Anthrax ни говори, Slayer на голову выше. Это был мой третий визит на концерт данной группы, так что есть, с чем сравнивать. Раньше Slayer особо не заморачивался на предмет визуализации и болтовни с публикой — за них все говорили гитары, две бас-бочки и статичная зловещая улыбка Тома Арайа, которому врачи запретили тряси башкой.
Сцену затянули, словно саваном, белым полотном. И под мелодичные звуки Delusions of Saviour на нем появились четыре красных готических креста, они медленно перевернулись, и понеслась зубодробительная Repentless. Взору публики предстал гигантский окровавленный лик Христа с обложки одноименной пластинки 2015 года и адские черти по бокам.
Над музыкантами опустились все те же, но уже материализованные четыре перевернутых креста (если что, это вполне по церковному канону — Арайа должен знать — Крест святого Петра: апостола распяли вниз головой. Зато для Энтео, который сорвал тур Begemoth по России, это, скорее всего, станет новостью).
Похоже, музыканты наконец-то отошли от смерти одного из основателей группы, гитариста Джеффа Ханнеманна и, будем надеяться, пришедший ему на смену Гэри Холт из Exodus стал полноправным членом коллектива.
Потому что в прошлом году Slayer, конечно, выдал добротную программу, но, определенно, не дотянул до своего уровня 2011 года. А тут пережевал и выплюнул в толпу сгусток добра, завернутого в оболочку агрессии и сатанизма. Почему под War Ensemble, когда circle pit разве что в смерч не превратился, не вылезли черти из адских котлов и не забрали участников этого действа, объясняется просто. Хотя, казалось, геенна огненная где-то в миллиметре под ногами.
Потому что металлисты — самые добродушные люди в музыкальном мире. И даже когда над этой круговертью взлетела чья-то косуха, ничего удивительного не было. В 2011-м, помню, какой-то развеселый паренек убежал в слэм в новенькой косой куртке, а выпал оттуда с оторванным рукавом, синяком под глазом и разбитой губой… но счастливее его было не сыскать.
Что же касается музыкальной составляющей, то Slayer весьма удачно смешал старые хиты с новыми песнями. Такие вещи, как Repentless, Vices, Take Control довольно органично вписались в программу.
Хотя кому мы будем врать? Даже до сравнительно «новой» God Hates Us All, а тем более до Raining Blood никогда не добраться этим вполне добротным вещам. А еще Slayer напоследок помянул доктора Менгеле — жирнее аккорда, чем Angel of Death, и не придумаешь.
Уже после концерта на секторе обнаружился Сергей Евгеньевич Троицкий — он же Паук из «Коррозии металла» — собственной персоной. «Фото с Пауком — это круче любого медиатора от Керри Кинга и даже барабанной палочки от Дэйва Ламбардо», — заметил мой дружище-металлист, у которого и то, и другое в коллекции имеется. И вот тогда окончательно наступил катарсис — тяжелый метал несет добро, пусть и под перевернутыми звездами.