Правительство и Госдума предлагают отменить льготы по НДС для продуктов с пальмовым маслом, повысив налог с нынешних 10 до 20 процентов. Об этом было заявлено на встрече премьер-министра Дмитрия Медведева со спикером Госдумы Владиславом Володиным.
Льготная ставка НДС на пальмовое масло была введена в 2004 году.
На сегодняшний день в России действует льготная ставка НДС в 10 процентов на продукты с заменителями молочного жира и другую сельхозпродукцию. В их числе — овощи, крупы, молоко, хлеб, мясо и рыба (кроме деликатесов).
Пальмовое масло подешевело на 7,4% во втором квартале 2019 года. Сейчас на каждого россиянина приходится в год около 7 кг пальмового масла.
Принятое на этой неделе решение о повышении НДС на «пальму» показало, что власти России солидарны с усилиями ВОЗ к 2023 году полностью избавить человечество от употребления искусственных трансжиров и пищевых заменителей.
Пальмовое масло запрещено как пищевой ингредиент в ЕС, США и ряде других стран мира как мощный канцероген и провокатор сердечно-сосудистых заболеваний. Если его и используют там, то в качестве присадки к автомобильному топливу, но никак не в пищевых целях.
От его употребления человек может в краткосрочной перспективе и не замечать каких-то негативных изменений в организме. Но эти изменения скажутся на его будущих детях. А точнее — на их отсутствии.
Врачи утверждают, что заменители натуральных продуктов ведут к мужскому бесплодию. Содержащееся в пальмовом масле вещество 3-MCPD легко проникает в мужские половые клетки, повреждая сперматозоиды и приводя к бесплодию.
Пальмовое масло стало притчей во языцех по двум причинам: она намного дешевле любого другого растительного жира и он не имеет собственного вкуса и запаха, объясняет научный редактор журнала «Худеем правильно» Михаил Гинзбург.
Сочетание этих двух факторов и привело к тому, что его льют абсолютно во все пищевые продукты. Но при этом игнорируется тот факт, что пальмовое масло — единственное из растительных жиров, которое становится твердым при комнатной температуре и поэтому оседает в кровеносных сосудах и является причиной атеросклероза — что приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям, — сказал он «Ридусу».Впрочем, так считают не все.
Исполнительный директор Масложирового союза РФ Михаил Мальцев уверен, что повышение НДС на пальмовое масло не приведет ни к каким изменениям, кроме роста цен на продукцию, его содержащую.
Пальмовое масло можно как-угодно демонизировать, но в пищевой промышленности просто не существует аналогов, которыми можно было бы его заменить. Его технические параметры уникальны по кондитерским и органолептическим свойствам. Оно не имеет вкуса и запаха, поэтому идеально как базовый ингредиент и как заменитель молочного жира (ЗМЖ). Например, детское питание без пальмового масла вообще невозможно изготовить, так как в нем содержатся те же компоненты, в частности пальмитиновая кислота, что и в грудном молоке, Поэтому использовать пальмовое масло меньше не станут, — сказал он «Ридусу».Зато повышение НДС на «пальму» автоматически приведет к росту цен на продукты, его содержащие («процентов на пять», прогнозирует Мальцев).
Получается, что от попыток «защитить» здоровье россиян пострадают самые социально незащищенные слои населения, которые являются основными потребителями продуктов с ЗМЖ, — сетует он.По словам Мальцева, импорт пальмового масла в Россию стабильно держится на уровне 900 тысяч тонн в год.
Если смотреть на многолетнюю статистику, то вы увидите, что объемы импорта плавают примерно вокруг этой цифры незначительно, плюс-минус 70 тысяч тонн в месяц. Если и происходит плавный рост импорта «пальмы», так это потому, что Россия увеличивает экспорт готовой кондитерской и жировой продукции в страны ЕАЭС, а не из-за роста внутреннего потребления, — говорит он.Информационный «накат» на пальмовое масло спровоцирован рядом российских компаний, которые видят в поставщиках сырья своих конкурентов, поддерживает «коллегу» глава Ассоциации производителей и потребителей масложировой продукции Екатерина Нестерова.
Пальмовому маслу «достается» не совсем уж незаслуженно, однако преувеличивать его «смертоносные» свойства тоже ненаучно, рассуждает специалист Центра рационального питания Metabolic Coaching Анна Коробкина.
Предубеждение относительно конкретно пальмового масла происходит из-за того, что оно сравнительно дешевое по сравнению с другими видами масел, применяемых в пищевой промышленности, а в общественном сознании «дешевое не может быть хорошим», говорит Коробкина.
«Благосклонность» экспертов к пальмовому маслу вполне объяснима. Очевидно, что использование этого продукта является не столько гастрономическим, сколько чисто коммерческим фактором. В условиях снижающейся покупательной способности большинства населения, российским производителям продуктов питания трудно конкурировать за массового потребителя, не снижая себестоимость продукции всеми доступными способами. При этом, использование пальмового масла является едва ли не основным способом удешевления продукции.
С другой стороны, все это не является приговором. При грамотном участии государства, выступающем на стороне потребителей, бизнесу просто не останется других вариантов кроме как принять новые правила игры.