Общество

Сливаем, чтоб не слить

0 336

10 июля 2012 года два игрока российского телекома – Yota и «МегаФон» – заключили соглашение о создании нового холдинга. Шаг, наверное, закономерный: оба росли стремительными темпами, отъедая рынок у матерых конкурентов. «МегаФон» 10 лет назад начинал как компания с неважной связью (помните анекдот: «Сейчас выйду из кустов, а то «МегаФон» не ловит»?) и самыми доступными тарифами, рассчитанными на студентов и гастарбайтеров. Yota прославилась идеями, которые все воспринимали как чрезмерно дерзкие и несвоевременные: 4G в России взялась делать, когда у нас 3G-то нормальный далеко не везде был. Однако за эти годы обе компании заметно выросли. У «МегаФона» в Москве сейчас, например, лучшая из всех 3G-сетей: средняя скорость мобильного интернета – 3 Мбит/с, максимально возможная ­– до 21 Мбит/с. В Москве и области мобильным интернетом пользуются более 3 млн абонентов сети, причем количество потребляемого трафика растет в геометрической прогрессии: в первом квартале 2011 года объем трафика оказался равен аналогичному показателю за весь предыдущий год.

В апреле этого года новым гендиректором «МегаФона» был досрочно назначен Иван Таврин. Занятно, что 35-летний медиаменеджер как раз специализируется на крупных слияниях. Например, в 2002 году Таврин возглавил «Региональную Медиа Группу», объединявшую радио- и телевизионные активы, в том числе телесеть ТВ3, президентом которой он стал в 2006 году. В 2007 году он основал группу «Выбери Радио», с помощью которой консолидировал радиостанции и создал крупнейшую радиогруппу в стране. А в 2009 году он и Алишер Усманов объединили свои телевизионные активы («Медиа-1» и «АФ Медиа Холдинг»), в результате чего появился «ЮТВ Холдинг», куда вошли 33 региональные телекомпании, а также 75% Муз и 100% 7ТВ.

Yota и вовсе фантастические вещи творит: в мае уже успела отказаться от WiMAX в пользу более перспективного формата LTE. Там скорости принципиально другие, чем в 3G-сетях: сейчас их модемы работают на скорости в 20 Мбит/с (чтобы сеть не перегружать), но максимально возможная скорость для LTE куда больше – до 300 Мбит/с. Вот сеть у них, правда, пока не такая густая, как у «МегаФона»: дорогое это дело – сеть с нуля строить. Именно поэтому пользоваться мобильной связью четвертого поколения можно пока только в 5 городах страны. Это проблема, действительно.

Собственно, затем и объединиться решили: у «МегаФона» есть сетевая инфраструктура, у Yota – опыт налаживания 4G. Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича… Ну, за чем же дело стало – вот и приставили: 14 мая «МегаФон» стал предоставлять в своей московской сети услуги LTE-связи. И это только начало: компания получит доступ к LTE в каждом регионе России, где эта услуга со времен станет доступной. Похоже, что «МегаФон» не прогадал: у Yota в кармане лучшие частоты – осенью прошлого года Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) разрешила ей строить федеральную сеть в диапазоне 2,5–2,7 ГГц. Сам «МегаФон» в июле вдобавок поучаствует в конкурсе на дополнительные четыре комплекта федеральных частот. 80 МГц, которыми компании будут владеть сообща, – это более 25% спектра, пригодного для LTE. Четверть пирога, одним словом. А ведь остальным сотовым операторам получать собственные частоты только предстоит, и если они возьмутся строить собственные LTE-сети, то отставание от лидеров будет не меньшим, чем в 1–2 года.

При этом объединение вовсе не означает поглощение Yota «МегаФоном», как полагают эксперты. Напротив: то, что опытный сотовый оператор прислушивается к молодому игроку, говорит о изначально верном направлении, которое выбрало руководство Yota.

А потому сети четвертого поколения – неизбежное будущее: 3G была заточена, прежде всего, под голосовую связь. А вот LTE – это формат, предназначенный для передачи огромных объемов данных, делающий возможными видеозвонки и полноценную работу в Интернете. Все самые передовые концепции, касающиеся повседневной жизни – виртуальный офис, коммерческие онлайн-сервисы – без нее просто немыслимы. Приятно сознавать, что Россия, кажется, превращается из технологически отсталой страны в одну из передовых: ведь даже в западных странах 4G-связь пока что не слишком развита.

Появление на рынке такого мощного игрока многих пугает: онлайн-издание «Слон» вон уже успело разразиться гневной филиппикой о том, что ослабление конкуренции будет сдерживать переход к сетям четвертого поколения. Вывод, мягко говоря, странный. О монополии в случае со слиянием Yota и «МегаФона» и речи не идет: напротив, свою новоиспеченную сеть новый холдинг будет буквально сдавать внаем: любая из сотовых компаний сможет стать в ней виртуальным оператором. ФАС это условие выдвинула как обязательное, хотя Yota фактически сама себе его поставила еще раньше: совместное использование сети всеми желающими операторами – как раз наиболее выгодное и эффективное решение. МТС в мае этого года уже договорилась с Yota об использовании новой сети для предоставления своим абонентам услуг 4G-связи. «Ростелеком» успел заключить договор еще в прошлом году.

Мне кажется, это отличный щелчок по носу тем, кто подходит к бизнесу с социал-дарвинистских позиций, утверждая, что его смысл – в «войне всех против всех» и неограниченной конкуренции. Напротив, сотрудничество между лидерами часто оказывается гораздо выгоднее, особенно если речь идет о дорогостоящих технологиях, которые в одиночку не могут позволить себе даже самые богатые компании.