В литературе и кино персонажи довольно часто делятся на две группы — героев и злодеев, которые редко пересекаются между собой. Реальная жизнь в большинстве случаев окрашена отнюдь не исключительно в черные и белые цвета. Оттенков и полутонов бывает очень много, поэтому тот, кто в одних обстоятельствах являл чудеса мужества и доблести, в других вполне мог оказаться банальным трусом и предателем. Особенно много таких «двойников» было в годы Великой Отечественной. И понятно почему. Одно дело — храбро сражаться на поле брани, и совсем другое — не уронить лицо, оказавшись в руках врага. Последнее испытание выдержать удалось только самым храбрым и самоотверженным.
Генерал предателей
Генерал Власов.© wikipedia.orgХарактерный пример совмещения несовместимого — генерал Власов. Тот, кого мы теперь знаем как предателя, иуду, изменника, просто обязан был вроде как открыть путь врагу — сначала на Киев, а потом в решающий момент и вовсе на Москву. В действительности он с честью вышел из драки за Киев, а под Москвой проявил себя как один из ее спасителей. Прислужником врага № 1 он стал позднее, во время неудачной деблокады Ленинграда в составе Волховского фронта.
Такая удивительная и труднообъяснимая метаморфоза подтолкнула известного главреда «Военно-исторического журнала» Виктора Филатова счесть Власова удачно внедренным советским агентом. Красивая, конечно, версия, но маловероятная. Скорее всего, он просто опасался за свою шкуру и стал банальным изменником.
Да, нацисты, и особенно Гитлер, не доверяли этому генералу-перебежчику, но в советском лагере никто — ни пошедшие за ним иуды калибром поменьше, ни оставшиеся верными присяге — не счел его кротом НКВД. Что до недоверия гитлеровцев, так это проблема самих гитлеровцев. Понятно, что предавший раз предаст еще много, много раз.
И действительно, Власов предал своих нацистских хозяев в самом конце войны. Власовцы, желая спасти свои шкуры, открыли огонь по нацистам в Праге, а их главари стали открыто искать себе новых хозяев среди англо-американских войск, но, к счастью, тщетно, и по приговору советского суда были повешены как предатели.
Полицай-панфиловец
Иван Добробабин.© wikipedia.orgГенерал Власов — самый высокопоставленный изменник всему, чему он формально служил, были герои-предатели и рангом ниже. Например, Иван Добробабин — один из 28 панфиловцев, которых, по мнению некоторых историков, просто не существовало в природе. Факт «несуществования» не помешал Добробабину каким-то удивительным образом, хоть и по ошибке, посмертно получить звание Героя Советского Союза, а на самом деле попасть в плен и пойти в услужение к гитлеровцам в полицию. Это, наверное, единственный предатель, которому, как и его боевым товарищам, установлен памятник и чьи воспоминания, по слухам, легли в основу кинофильма о легендарном «не существовавшем» бое.
Не так важно, когда именно он состоялся и сколько однополчан было в этот момент у Ивана Добробабина. Куда интереснее продолжение этой истории. Служба у врага не помешала Добробабину после подхода советских войск вновь влиться в их ряды и снова, причем весьма геройски, драться с этим самым врагом. В итоге на Украине Добробабин оказался реабилитирован, а в Российской Федерации так и остался предателем.
Секрет парадоксов прост: в Красную армию, понесшую немалые потери, брали всех кого могли, в том числе и предателей, готовых и способных искупить кровью вину перед Родиной. Ну а различие в трактовках событий Великой Отечественной войны на Украине и у нас хорошо известно. Особенно в последние годы, но оно было изначально с момента развала Советского Союза, которому служил и который предавал Иван Добробабин.
Фельдмаршал на выданье
Пленного генерал-фельдмаршала Паулюса и его адъютанта конвоируют в штаб 64-й армии. 31 января 1943 года.© wikipedia.orgУ нацистов тоже были свои «не оправдавшие высокого доверия» предатели. Самый известный из них — пойманный с дизентерией в Сталинграде генерал-фельдмаршал Ф. Паулюс. Гитлер был настолько зол на него, что был готов обменять на родного старшего сына Сталина. Но советский лидер отказался, произнеся, согласно исторической легенде, знаменитые слова: «Я солдата на фельдмаршала не меняю». Так бывший командующий 6-й армией вермахта остался в советском плену и после войны стал ценным свидетелем на Нюрнбергском процессе.
Ему было что рассказать о планах гитлеровских заправил, ведь именно Паулюс был одним из технических авторов печально знаменитой директивы № 21 «Барбаросса» с планом агрессии против СССР. Ему ли было не знать, что нападение намечалось вне зависимости от планов советского командования. В ходе войны именно Паулюсу выпала сомнительная честь нанести последний и решающий удар по советским войскам на Волге, но благодаря героизму бойцов и командиров Красной армии не пришлось.
Гитлер надеялся, что после невиданного разгрома его любимчик сведет счеты с жизнью, но тот предпочел плен и агитационную работу против своих недавних лидеров.
Паулюс не прогадал. Долгое время он жил на даче в Подмосковье, потом на вилле в ГДР. За ним был закреплен даже роскошный «Мерседес». В свою очередь, он был вполне лоялен к социалистическому восточногерманскому государству, что, собственно, и требовалось от бывшего высокопоставленного, а затем плененного полководца.