Продление нерабочих дней до 30 апреля (с сохранением зарплаты), необходимость сохранения доходов граждан и экономической стабильности, и ни слова о новых мерах поддержки для бизнеса: что думают экономисты об апрельских тезисах российского президента?
Сплошной минус
С точки зрения сдерживания болезни, эти меры имеют определенный смысл, признает руководитель направления аналитического контента «БКС Брокер» Иван Копейкин. Как показала практика других стран, распространение коронавируса действительно замедляется, когда люди изолированы. И не исключено, что эпидемия вполне может быть побеждена такими мерами. Но для экономики в этих вынужденных каникулах — пока что один сплошной минус.
Особенно все плохо для малого и среднего бизнеса, который в России и так имеет не очень высокую рентабельность, и высокую долговую нагрузку. При этом пока никаких конкретных шагов по его поддержке не предпринято. Предоставленные ранее отсрочки по кредитам и налогам просто немного отсрочат гибель таких компаний, но в текущей ситуации уже не спасут, считает аналитик. Нужны полноценные налоговые каникулы и прямые субсидии.
Если люди уходят в изоляцию, при этом останавливаются производства, но работодатель должен платить зарплату, деньги у него просто заканчиваются. Конечно, экономика потеряет много денег, куча людей станет безработными, если только не будут анонсированы какие-то дополнительные поддерживающие меры, — предупреждает эксперт. © Оксана Викторова/Коллаж/RidusРезкий провал как меньшее зло
Продление нерабочих дней до 30 апреля неизбежно приведет к провалу экономики, который может повторить масштабы кризиса 2009 года, считает руководитель отдела аналитических исследований «Высшей школы управления финансами» Михаил Коган. После объявления первой недели «каникул» экономисты прогнозировали от 0,8 до 3% снижения российского ВВП.
Теперь же, когда стало очевидно, что «пауза» в экономике может затянуться еще на четыре недели можно ожидать нарастания проблем как снежный ком, — указывает аналитик.Глава Счетной палаты Алексей Кудрин еще перед выступлением президента допустил падение ВВП по итогам года на 8%. И такой сценарий становится вполне реалистичным. При этом озвученные ранее меры поддержки бизнеса не помогут полностью восполнить потери.
Потребление домохозяйств, инвестиции компаний и чистый экспорт (его разница с импортом) сейчас будут находиться в свободном падении. И если оно окажется затяжным, у многих компаний попросту закончатся ресурсы, так как помощь дойдет не до всех, далеко не все издержки и обязательства удастся свести к нулю, а дальше проблемы одного могут стать проблемой других, — говорит эксперт.По оценкам Торгово-промышленной палаты перед угрозой банкротства могут оказаться 3 млн предприятий, дающие работу 8,6 млн человек, траты которых — это доходы уже прочих компаний.
В подобных обстоятельствах, по мнению Когана, наименьшие потери могут понести отрасли, которые так или иначе сумеют продолжить работу. Среди них — организации, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости, коммунальные службы, сельхозпредприятия, медицинские и аптечные организации, а также организации социального обслуживания, госслужбы. Все, кто не входит в этот перечень, по сути, будут пополнять список пострадавших отраслей. Очевидно, что прежде всего это почти вся сфера услуг.
Тем не менее, эксперт полагает, что резкий провал в экономике, к которому могут привести текущие меры — меньшее зло по сравнению с тем, что могло бы произойти в случае отсутствия вмешательства в происходящее.
Ситуация с распространением коронавируса в Италии показала какие могут риски поджидать страну, система здравоохранения которой может не выдержать возросшую нагрузку, — напоминает он.Даже президент США Дональд Трамп, который собирался «выгнать» на работу всех, кто не в зоне риска, чтобы приостановить спад экономики, в итоге был вынужден продлить карантин до 30 апреля, отмечает аналитик.
© Игорь Ставцев/Коллаж/RidusКакую смерть изволите?
Карантин, на самом деле, дает выбор между тем, как умереть — от вируса или от голода (депрессии, инсульта, инфаркта, etc.), а российской экономики в результате просто не станет, уверен аналитик ФК «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский. Только от этих мер падение ВВП в текущем году может составить 6%, если приплюсовать обвал нефти — все 15%, прогнозирует он. Если же мир накроет вторая волна кризиса, российская экономика и вовсе уполовинится.
По словам эксперта, ЕС и США могут позволить себе сесть на карантин, потому что ЕЦБ и ФРС могут напечатать триллионы евро и долларов. Правда, для евро все это закончится плохо — он сильно подешевеет к доллару. Американская же валюта, как основная мировая, абсорбируется всей глобальной экономикой. У рубля таких возможностей нет, и Банк России не сможет простым запуском печатного станка компенсировать выпадающую денежную базу.
У нас нет экономики, в которой эмиссия может абсорбироваться. У нас экспортный сектор, который работает на доллары, а внутренний спрос сейчас полностью грохнется. Куда пойдут деньги, если ЦБ сейчас проведет эмиссию? Они пойдут на валютный рынок, курс доллара будет 120 рублей, — предупреждает аналитик.Более того, денежное обращение в стране вообще может полностью парализоваться, добавляет он. То есть, бизнес обанкротится, у него не будет денег, чтобы заплатить работникам, в результате и компании, и работники не погасят кредиты банкам, у банков будут колоссальные дыры в балансах, и всех их придется брать уже на баланс ЦБ.
Банк России выкупит всю денежную систему себе на баланс, и будет тогда фактически единственным кредитором. Ну, и госбанки (Сбербанк, ВТБ) как его придаток. Тогда получится, что все деньги у нас в стране — это резервы ЦБ. А он их сейчас еще и тратит, сдавая валюту, — рассуждает Голубовский.Вместе с тем, он допускает, что компании будут просто как-то обходить распоряжения президента — не только за счет удаленной работу, найдут и другие способы выживания. По данным сервиса HeadHunter, на этой неделе продолжили работу 64% россиян, и только 16% реально отправились отдыхать с сохранением зарплаты, остальные получили «выходные» без оплаты или уже потеряли работу из-за сокращения штата и банкротства компаний. Но в любом случае это вредные меры, которые ни к чему хорошему не приведут.
Единственное, может быть, Путин, подписывая этот указ, имел в виду нечто, что сейчас происходит, что поднимет цену на нефть, — допускает эксперт, обращая внимание на неожиданный резкий рост цен на черное золото в четверг вечером.