Число жертв массового отравления в Иркутске продолжает расти. Пятьдесят пять погибших, чуть меньше сотни пострадавших — такие цифры СМИ озвучивают двадцатого декабря.
Соцсети тем временем обсуждают, кем надо стать, чтобы пить всякую отраву, и почему они предпочитают её тому же самогону. Корреспонденты «Ридуса» попробовали найти ответы на эти вопросы непосредственно в столице.
На вкус и цвет
Бухарики, колдыри, синегалы. Под этими позывными вся страна знает опустившихся алкоголиков, найти которых в любом городе не составляет труда. Бдительные бабки дают точные координаты асоциальных элементов, лишь полюбопытствовав, «зачем тебе эта алкашня понадобилась». Уточнять, что вопросы у меня к ним в духе «что вы пьёте, мужики», не стал.
Оказалось, что любителей «аптеки» среди колдырей не так уж и много.
«Я, может, и бомж, но это говно пить не буду. Только водку или портвейн», — заявил один из них. Впрочем, нашлись в столице и специалисты по «лечебным вариантам». Оказалось, что предпочтения у потребителей «фанфуриков» разные, но сводятся все они в итоге к одному. Главное — градус и соотношение цена/градус.
Асептолин
Антисептик для наружного применения. Крепость — 90 градусов. Стоимость в Москве — от 30 рублей за «соточку». Любимый напиток Вадика (45 лет, не работает, живет в Твери).
«Раньше „муравьишку“ пили, но асептолин лучше. Стоит так же, а крепость выше», — говорит он. Употребляет, предварительно разбавив водой, но «можно и так, нормально». Прямо из горлышка.
«Можно и так, нормально» — это описание подходит под любой «аптечный коньяк». Иные пьяницы пускаются в длинные монологи, объясняя, что, если волею судеб вам достались пузырьки с разными настойками — тонизирующими и успокаивающими, не стоит их смешивать в один коктейль.
Впрочем, далее следуют все те же слова — «можно и так, нормально».
Ламивит
Крепость — 90 градусов. Стоимость в Москве — от 17 рублей за 100 миллилитров. Хит продаж среди «приличных» бомжей, «пасущихся» у железнодорожных станций ярославского направления.
«Он бывает двух типов. Подешевле — косметический лосьон, спирт с глицерином, оптимальный вариант. Подороже — раствор для приёма внутрь, с лечебным говном каким-то. Если лосьона нет — тоже подходит», — рассказывает Иван (39 лет, не работает, живёт где придётся).
«Муравьишка»
Муравьиный спирт. Семьдесят градусов, от 7 рублей за «полтишок» в столице. «Если разбавить лимонадиком, получается вкусная шипучка, можно даму угостить», — говорит Петя (41 год, перебивается случайными заработками, живёт с матерью в Москве).
С его слов, главная привлекательность «муравьишки» — низкая цена за «фырик» на 50 миллилитров. «За десять рублей больше ничего хорошего не купить», — заявляет он со знанием дела.
«Перцовочка»
Перца стручкового настойка, 90 градусов. Применяется наружно в виде растираний при радикулитах и невралгии, может оказывать сильное жжение. Впрочем, пьяниц это не останавливает. По словам Ивана, лично он не слишком любит «перцовочку» — «жжёт внутри потом», однако он знаком со многими ценителями остренького.
«Боярышник»
Настойка «Боярышника». Семьдесят «оборотов». Главный российский хит продаж до недавнего времени. Со слов «экспертов», терять популярность боярышник начал ещё несколько лет назад. Градус низковат, стоимость такая же, как у более «убойных» напитков.
Самогона все наши респонденты не употребляют, нет в продаже. Впрочем, даже если бы и был, подумали бы сто раз. «Аптечные напитки» имеют несколько весомых преимуществ.
Цена
Самогон вряд ли перебьёт тот же асептолин по стоимости. Двадцать рублей за сто граммов почти чистого спирта — серьёзный аргумент, кустарному производству за такими показателями не угнаться. Любопытно, что стоимость продукта оказалась крайне важным, но не решающим аргументом.
Форм-фактор
«По пятьдесят» и «по сто» — вот основные формы выпуска подобной продукции, горячо одобренные потребителями. Денег на «сотку» насобирать легче, чем на пол-литра. Можно взять ровно столько, сколько надо. У каждого персональная тара. Отсутствуют споры «кто кому сколько налил».
Доступность
С наступлением вечера алкоголь в продуктовых продавать перестают. Значительная часть аптек функционирует круглосуточно. Сбегать за «топливом» можно в любое время суток, и цена от этого не изменится.
Зона риска
О трагедии в Иркутске основная часть респондентов «Ридуса» слышала. Вместе с тем потребители «аптечки» считают, что их данная проблема не коснётся: они закупаются только в аптеках и пользуют исключительно «сертифицированные средства».
«Никогда, никогда я в магазине обычном продуктовом не покупаю бодягу всякую, — говорит Вадик. — Там сейчас продают «боярышник» чего-то рублей по 15−20. Такие же бутыльки, как в аптеке, только пластиковые. Редкостная отрава, попробовал как-то, ***** (очень плохо. Прим. «Ридус») потом было, просто ****** (крайняя степень плохого состояния. Прим. «Ридус»)».
«Тормозуху, обезжириватель, всякие добавки для ванн пьют только чмыри, кто совсем опустился», — утверждает Иван. С его слов, если не употреблять технические жидкости, здоровью ничего не угрожает, только польза одна.
Большинство из них уверено: отравиться они могут, попробовав только тот алкоголь, который достался случайно. «Коктейли с вышедшим сроком годности магазины выкидывают, а ты подберёшь, расплатился за работу кто-то, знакомые угостили, просто "замутил" где-то», — говорит Иван.
Звучит странно, но шансов отравиться насмерть у «аптечных сомелье», пьющих только собственноручно купленные «напитки», в российских условиях действительно меньше, чем у обычных поклонников зелёного змия. По данным Росстата, в 2015 году от отравления алкоголем в России погибли 9,5 тысяч человек (ещё полмиллиона ежегодно гибнет от болезней, связанных с употреблением спиртных напитков, но это другая история). Среди них представители самых разных социальных групп, и «лосьонофилы» в этом чёрном списке далеко не в большинстве.
Судя по подборке новостей в «Яндексе», вне опасности находятся лишь трезвенники да ценители продукта собственного производства. Купить «палёную» водку, коньяк или виски можно через интернет, в обычном магазине или баре. Так, месяц назад в Кузнецке пятеро отправились на сундук мертвеца, отведав на вечеринке в увеселительном заведении «левого» рома. Позднее полиция отчиталась о конфискованном поддельном алкоголе: 1800 литровых бутылок ядовитого «Баккарди», 4200 бутылок с этикетками «Хеннеси». Цена и бренд страховкой от подделки не стали.
Остаётся надеяться, что после иркутской трагедии правоохранители проверят не только жидкости для ванн, но и приличные с виду напитки. Новый год близко, и встречать первое января на больничной койке вряд ли кому-то хочется, а ведь это ещё, оказывается, и не худший вариант.