Согласно информации газеты Dagens Nyheter, один из главных виновников брюссельской трагедии — Мохамед Белкаид, тесно связанный с братьями Бакрауи и организатором парижских терактов Салахом Абдесламом, с 2010 года имел прописку в пригороде Стокгольма. В 2014 году он воевал в Сирии на стороне ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация), фигурировал в списке террористов, переданном перебежчиками телеканалу Sky News, участвовал в подготовке терактов в Париже, с декабря 2015 года объявлен в международный розыск.
Бельгийские и французские спецслужбы неоднократно обращались к шведским коллегам с просьбой содействовать поимке Белкаида, но не получили помощи шведской полиции безопасности СЭПО. Даже ликвидация террориста за неделю до взрывов была осуществлена фактически вопреки Стокгольму, отказавшемуся предоставить бельгийской стороне информацию о его перемещениях на территории Швеции. Своевременное задержание Белкаида несомненно позволило бы выйти на братьев Бакрауи и предотвратить гибель десятков людей на улицах бельгийской столицы.
Это, нужно заметить, не первый случай, когда бездействие шведских правоохранительных органов препятствует объективному расследованию резонансных терактов в других государствах и оборачивается новыми трагедиями.
Освобождение из-под ареста Мутара Мутанны Маджида в ноябре 2015 года, несмотря на обвинения в подготовке терактов по парижскому сценарию, до сих пор вызывает вопросы и недоумение. Маджид считался членом ИГИЛ, подозревался в причастности к парижским событиям, оказал сопротивление при аресте. Даже если ни одно из обвинений не подтвердилось, закрытие дела после трех дней следствия, причем по личному указанию премьер-министра Стефана Левина, — пример в мировой антитеррористической практике исключительный.
«Признание угрозы исламского терроризма и разрушительных последствий миграционного кризиса повлечет за собой демонтаж проекта мультикультурного общества, каковым Швеция провозглашена на основании Закона об интеграции 1997 года, — уверен эксперт фонда „Народная дипломатия“ Владимир Киреев. — Следствием этого станет сокрушительное падение влияния Социал-демократической партии и уход из политики самого Левина. В результате СЭПО и другие спецслужбы вынуждены закрывать глаза на бесчисленные грабежи, убийства, изнасилования, которые совершают выходцы с Ближнего Востока, открыто объявившие свои действий „войной против шведов“».
По словам политолога, если политическое выживание группы шведских высокопоставленных чиновников и связанных с ними руководителей силовых структур, прикрывающихся идеалами национальной и религиозной толерантности, важнее других идеалов — законности, правопорядка, безопасности граждан — это внутреннее дело самой Швеции. «Но если Королевство раз за разом оказывается слабым звеном общеевропейской системы противодействия международному терроризму, оно должно отвечать перед жертвами своей политики в Париже, Брюсселе и других местах, и либо радикально обновить дискредитировавший себя политический истеблишмент, либо перестать быть частью единой Европы», — уверен эксперт.