В СМИ появились сообщения о том, что Турция ограничила проход российских судов через Босфор. Десятки торговых и грузовых судов скопились на проходе через пролив, ожидая разрешения от турецкой стороны на дальнейшее передвижение, передает RT.
Кроме того, накануне украинский Центр транспортных стратегий сообщил, что российские суда 29 ноября с трудом преодолевали пролив. В частности, они перемещались зигзагами и кругами, не могли зайти в Босфор без соответствующего разрешения. При этом суда из других стран якобы довольно быстро получали требуемое разрешение.
Подлили масла в огонь и турецкие СМИ, опубликовав фото и видео встречи турецкой подлодки с транспортом ВМФ РФ «Яуза», который направлялся в Сирию через пролив Дарданеллы. Член команды «Яузы» рассказал, что турецкая подлодка потребовала освободить путь, хотя ей было намного легче маневрировать в отличие от российского сухогруза, тем не менее конфликта как такового не было, приводит подробности Lifenews.
Позже военно-дипломатический источник опроверг данную информацию, заявив о свободном передвижении кораблей ВМФ России в черноморских проливах. По его словам, действительно некоторые суда какое-то время ожидают своей очереди на прохождение проливов Босфор и Дарданеллы, однако это связано скорее всего с загруженностью проливов или природными катаклизмами, а не преднамеренными действиями турецкой стороны, передает РИА Новости.
Согласно постановлению от 1936 года, Турция имеет право закрывать проливы для прохода военных судов только в случае официального объявления войны. Экс-начальник Главного штаба ВМФ РФ Виктор Кравченко подчеркнул, что Турция нарушит международные законы, если в одностороннем порядке решится заблокировать для РФ данные морские пути, сообщает РИА Новости.
По закону Анкара может только ограничить право свободного прохода, обязав иностранные суда осуществлять вход в проливы исключительно днем. При этом торговые суда могут беспрепятственно проходить оба пролива в мирное и военное время. Перечень законов относительно статуса проливов отражен в Конвенции Монтрё. Отмечается, что в своде документов довольно размыто понятие военной опасности. Турция в своих действиях отталкивается от так называемого Регламента судоходства в проливах, который страна приняла в 1994 году.
Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Турция вряд ли решится перекрыть Черноморские проливы для РФ, так как это будет грозить серьезными последствиями.
Постпред США при НАТО Дуглас Льют также не видит никаких признаков того, что Турция как-либо намерена ограничивать судоходство через проливы. Комментариев от официальной стороны по этому вопросу пока не последовало.
Отношения РФ и Турции обострились после того, как турецкий истребитель сбил российский бомбардировщик Су-24 в Сирии. Анкара не стала извиняться за содеянное, настаивая на том, что военный самолет якобы нарушил воздушное пространство страны. В РФ эту информацию опровергли, предоставив данные объективного контроля. В минувшие выходные Москва ввела санкции в отношении Турции.