Стали известны подробности следствия по делу полковника Дмитрия Захарченко, на поверку оказавшимся сказочным богачом, владельцем 31 млрд рублей. По новой версии следователей, полицейский мог присваивать откаты, предназначенные топ-менеджменту нефтегазовых корпораций, узнал «Коммерсант» у собственных источников в правоохранительных органах.
Этапы следствия
Сейчас следствие устанавливает происхождение изъятой у полковника валюты. На помощь российские правоохранители призывают Федеральную резервную систему (ФРС) США, куда уже направлен запрос. Когда следователи выяснят, какой российский банк заказывал наличные доллары из-за океана, они смогут разобраться и в финансовых махинациях их хранителя.
Множество долларовых «кирпичей», целлофановых свертков по 200 тысяч каждый, которые нашли у Захарченко, полковник даже не успел вскрыть. Так они и лежали, запакованные еще американскими сотрудниками ФРС. В России такие объемы денег могла заказывать только какая-либо крупная кредитная организация, способная отправить на свой корсчет в США большую сумму безналом и затребовать оттуда наличные. Чтобы американская сторона была сговорчивей в сотрудничестве с российскими следователями, в запросе для ФРС США указали, что расследование может привести к раскрытию серьезной преступной группировки, занятой в отмывании и выводе денег заграницу.
После этого следствие приступит к выемке документов у банка-заказчика валюты. Также будут установлены клиенты, которые купили в банке те самые 120 млн долларов, найденные в первый раз у Захарченко.
Пока следствие полагает, что доллары в российском банке покупали за рубли, которые были откатами, предназначенными топ-менеджерам крупнейших российских нефтяных и газовых компаний, за расходованием средств в которых по долгу службы следил врио начальника управления «Т» ГУЭБиПК МВД Захарченко.
Охота на откаты
Управление «Т» обычно занималось подрядами на монтаж нефте- и газопроводов, замену и ремонт перекачивающего оборудования, строительство поселков и дорог, которые компании заключали с подрядчиками. Здесь крутятся большие деньги, суммы исчисляются миллиардами — немудрено, что здесь и конкуренция выше, и желающих управлять такими суммами больше.
«Соответственно, участие в тендерах превращалось в жестокую борьбу с конкурентами, в которой побеждали не всегда лучшие, — нередко их выигрывали претенденты, готовые отдать порядка 30% стоимости заказа наличными порекомендовавшим их топ-менеджерам корпораций», — приводит издание пояснение собственного источника из правоохранительных органов.
Эти 30% в своих кругах называли «налогом на башню» — центральный офис компании-заказчика. Управление полковника Захарченко отслеживало схемы, по которым осуществлялись подобные махинации. Следствие предполагает, что самого полковника обычно интересовало последнее звено расследований его подчиненных — банки. Он выявлял подозрительные контракты, изучал всю схему, привлекая своих коллег. Лично он вмешивался в процесс на финальной стадии, когда откат был уже сформирован и готовился к передаче. Тогда-то на сцене появлялся полковник Захарченко, точнее, его посредник. Ведь задержанный полицейский был профессионалом в финансовых махинациях и всегда вел себя осторожно.
Посредник приходил к руководству кредитного учреждения и в красках расписывал всю их преступную схему, просвещал, какие статьи уголовного кодекса были нарушены и сколько лет тюрьмы можно за это получить. В конце уличенные руководители кредитных учреждений получали предложение, от которого не могли отказаться: компромат не будет использован в обмен на всю сумму отката целиком.
Основываясь на этой версии, следствие проверяет все дела, которые вел Захарченко и его подчиненные. Опрашиваются фигуранты, в числе которых — банкиры и директора крупных строительных фирм. В зависимости от показаний, они могут стать как соучастниками полковника, так и потерпевшими.
Семья в бегах
Тем временем семья полковника-миллиардера сбежала из Москвы сразу после обысков и задержания Дмитрия Захарченко, выяснил «Лайф». Источники издания в следствии отмечают, что члены семьи полковника всячески пытались избежать свидетельских допросов.
Семья разъезжалась в разные дни. Первым уехал отец полковника – 10 сентября сел на поезд до Ростова-на Дону. В Ростовскую область уехали и мать с сестрой полковника, но в другие дни, так как родители Захарченко в разводе. Правоохранители нашли их новые места проживания и в ближайшее время вся родня полковника будет допрошена.