Военное дело Технологии

Смогут ли США спрятаться от России и Китая под «Золотым куполом»

0 11555

Объявление Дональда Трампа о создании системы противоракетной обороны «Золотой купол» для защиты Соединённых Штатов от ракетных атак представляет собой серьёзное изменение приоритетов обороны для американских Вооружённых сил и создаёт множество проблем при попытке защитить огромную страну вроде США.

Не «железный», а «золотой»

В основе американской модели лежит израильская система перехвата ракетных атак «Железный купол». Но в случае с Израилем система охватывает относительно небольшую площадь и в основном защищает от атак тихоходных баллистических ракет. «Золотой купол» должен контролировать гораздо большую площадь и противостоять межконтинентальным баллистическим ракетам (МБР), крылатым и гиперзвуковым ракетам. Такие требования повышают инженерную сложность и стоимость системы.

Некоторое время назад США объявили о выделении 175 миллиардов долларов на финансирование программы и передали её под контроль генерала Космических сил Майкла Энтони Гетлейна. Он будет обладать всеми полномочиями по надзору и закупкам для Golden Dome, что свидетельствует о несколько ином подходе.

Президент США Дональд Трамп с постером программы «Золотой купол». © ru.wikipedia.org

«Не только новая инициатива и система, но и новые полномочия по закупкам, предоставленные должности, которую сейчас занимает генерал Гетлейн. Это интересно и свидетельствует о намерении двигаться быстрее обычных процессов закупок», — отметил бывший помощник министра обороны по космической политике Джон Пламб.

Создание ракетного щита потребует преодоления ряда инженерных и технических препятствий. При этом оно неизбежно повлечёт реакцию со стороны России и Китая.

Гладко было на бумаге

Защита от межконтинентальных баллистических ракет, на которой традиционно фокусируются США, является относительно простой задачей. Запуски МБР можно обнаружить, а траектории полёта поддаются отслеживанию и фиксированию.

«Золотому куполу» придётся столкнуться с совсем другими трудностями, каковыми могут стать крылатые ракеты. Последние способны выбирать непредсказуемые траектории полёта и даже зависать над целями. А гиперзвуковые ракеты обладают скоростью и гибкостью манёвра, которые значительно затрудняют их обнаружение, отслеживание и перехват.

Данная проблема определяется как «коэффициент отсутствия» (absentee ratio), то есть количество перехватчиков, необходимое для обеспечения постоянной готовности к поражению цели.

По словам директора проекта противоракетной обороны в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) Тома Карако, данный коэффициент становится всё сложнее рассчитать, поскольку новые возможности ракет затрудняют отслеживание целей.

«Самая большая проблема — это коэффициент отсутствия. По крайней мере, в архитектуре типа Brilliant Pebble. Большинство космических перехватчиков, особенно если они находятся на стабильной орбите высотой 300–400 километров или потенциально выше, находится вне досягаемости. Их отводной конус, позволяющий быстро спуститься с орбиты и поймать взлетающую МБР, весьма ограничен», — пояснил Карако.

По словам эксперта, есть очень много перехватчиков, которые не могут добраться туда. «Тот факт, что можно сгруппировать выстрелы с помощью перехватчика нового поколения, NGI или GBI (наземного перехватчика) — одна из причин, по которой мы пошли этим путём, учитывая ограниченные неконтролируемые угрозы, которые у нас есть», — говорит Карако.

Что касается крылатых ракет, то гибкость и мобильность их стартовых платформ затрудняют борьбу с ними. Крылатые ракеты могут запускаться с самолётов или подводных лодок и не обязаны следовать фиксированному маршруту полёта. Запущенная с самолёта или подводной лодки ракета может достичь цели быстрее, чем межконтинентальная баллистическая ракета. При этом она может лететь достаточно низко, чтобы избежать обнаружения многими радиолокационными системами.

«Это не имеет никакого отношения к мощной межконтинентальной баллистической ракете, стартующей с суши по другую сторону Тихого океана. Помочь решить данную проблему, усилить давление на противника — это невероятно интересно. Но сейчас это нереально, если не считать точечной обороны — например, с помощью Patriot», — рассказал Пламб.

Космическое движение

Старт американской МБР Minuteman III. © vandenberg.spaceforce.mil

Для борьбы с новыми угрозами Golden Dome потребуется обширная инфраструктура обнаружения и слежения. Причём космическое наблюдение станет критически важным компонентом для фиксирования и отслеживания запусков из любой точки мира. Спутники будут играть важную роль в наблюдении, но они не могут зависать на одном месте. Поэтому движение спутников и Земли будет влиять на качество наблюдения.

На низкой околоземной орбите спутник движется со скоростью примерно 7,8 километра в секунду. Это достаточно для того, чтобы совершить один оборот вокруг Земли примерно за два часа. Однако когда спутник завершает один виток, вращение Земли означает, что он оказывается не над той же точкой, что в начале движения по орбите.

Создание инфраструктуры наблюдения создаст финансовые и логистические проблемы, включая регулярную замену спутников для обеспечения необходимого покрытия.

«Если разрабатываемые коммерческой отраслью спутники рассчитаны на 5–10 лет, а вам нужен двадцатилетний жизненный цикл, то придётся менять их от двух до четырёх раз. Всё это требует затрат», — отметил Пламб.

Как отреагируют Россия и Китай

Очевидно, что любая крупная американская военная инициатива будет находиться под пристальным вниманием России и Китая. Они наверняка сочтут «Золотой купол» потенциально дестабилизирующим фактором, что спровоцирует новую гонку вооружений.

«Не так давно Россия заявляла, что единственная пусковая установка Patriot в Польше без ракет на ней является провокационной и дестабилизирующей», — напомнил Карако.

В этом ключе «Золотой купол» может рассматриваться как способ обойти принцип взаимно гарантированного уничтожения, который представляет собой хрупкий баланс между ядерными державами. Если Россия и Китай сочтут, что данная догма поставлена под вопрос, то они непременно начнут изучать способы создания преимущества в случае крупного конфликта, позволяющие обойти возможности «Золотого купола».

Такие стратегии могут иметь кинетический характер (например, в виде атаки на спутники в космосе) или же быть основанными на кибер- и радиоэлектронной борьбе (например, попытки нарушить связь или системы наблюдения).

Скорее всего, строительство «Золотого купола» повлечёт за собой дипломатические и военные ответные меры. Россия и Китай попытаются не отставать от того, чего надеются достичь США.