Советник президента России по интернету Герман Клименко в интервью RT заявил в четверг, что страна должна быть готова к тому, что её отключат от мирового интернета.
«Наша страна должна быть готова к тому, что её отключат от мирового Интернета — высока вероятность „тектонических сдвигов“ в наших отношениях с Западом в сторону ухудшения. Поэтому перед нами стоит задача отрегулировать российский сегмент Интернета, чтобы защититься от подобных сценариев. Важно, чтобы в России продолжала работать электронная почта, телеграф, телефон, социальные сети», — заявил Клименко.
Обычным пользователям Рунета не стоит паниковать, тем более, что про запас доступ в Сеть закупить невозможно, успокаивает ведущий аналитик Регионального общественного центра интернет-технологий Урван Парфентьев.
«Прежде всего, до сих пор не было ни одного случая, когда бы какую-то страну насильно и извне ограничивали бы в доступе ко всемирной паутине. Даже когда Иран находился под западными санкциями, никаких проблем с доступом в Сеть там не возникало. Все случаи ограничения или фильтрации интернета до сих пор инициировались самими властями тех или иных стран», — напоминает он.
Даже если какая-то страна или группа стран решит внести в пакет санкций ограничение доступа «провинившегося» государства в Интернет, это будет очень непросто сделать даже технологически. Этим сетевая структура и отличается от вертикальной, что ни один ее узел не имеет преимущества перед другими.
«Даже при том, что регулировщик сетевых адресов ICCAN тесно сотрудничает с правительством США, сам по себе Интернет никакому правительству не принадлежит. Администрация США вправе пригрозить карами нарушителям „Интернет-эмбарго“, и Google и Microsoft, например, ушли из Крыма, чтобы „не связываться“. Многие частные компании могут тоже посчитать, что ослушаться окрика из Вашингтона будет себе дороже», — полагает Парфентьев.
Чтобы полностью исключить даже такую вероятность превращения Рунета в «островное государство», следовало бы передать функции ICCAN какому-либо агентству ООН. Но несмотря на давно предпринимаемые усилия России и других стран в этом направлении, такое решение до сих пор не принято. А оно позволило бы вводить Интернет-санкции исключительно через резолюции ООН, как это сейчас действует с санкциями в «реальном мире».