Покупка 30 лайнеров Boeing 737 MAX, о которых просила «Победа», находится под вопросом — хотя перевозчик уже подписал контракт на 20 судов с поставкой до 2021 года и еще 30 планирует получать с 2022 года.
Сделка по этим 30 бортам тормозится из-за того, что с прошлого года все госкомпании должны согласовывать в правительстве ввоз иностранной авиатехники дороже 1 млрд рублей, а 30 MAX-ов стоят 1,8—2 млрд долларов.
В правительстве же рекомендовали «Победе» вместо оскандалившихся в последние дни Boeing 737 MAX рассмотреть покупку такого же количества отечественных МС-21, которые по плану пойдут в серию в 2021 году.
МС-21 для российского авиапрома — проект знаковый, так как это первый гражданский лайнер, полностью спроектированный не на советских заделах, а с чистого листа.
Пока посильную помощь отечественному авиапрому оказывает только «Аэрофлот»: он уже получил 50 SSJ100 и заказал еще 100, также заказал полсотни МС-21.
В российском представительстве компании Boeing от комментариев официально отказались.
Компания не комментирует коммерческие вопросы, связанные с сотрудничеством с другими компаниями, — сказала «Ридусу» официальный представитель Boeing Екатерина Абакумова.Но те эксперты по авиапрому, которых ранее опросил «Ридус», далеко не уверены в том, что замена обкатанных боингов на «котов в мешке» в виде МС-21 — равноценный обмен.
Эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко опасается, что с МС-21 российский авиапром может повторно наступить на грабли:
Опасения эксперта уже подтверждаются: из-за американских санкций против Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) компания с начала 2019 года потеряла доступ к американским и японским материалам, которые используются при строительстве лайнера.
Глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев подчеркивает: чтобы самолет стал привлекательным для авиакомпаний, мало сделать просто хороший (а он в самом деле получился удачным) «планер».
Надо еще наладить систему его послепродажного обслуживания. В случае с МС-21 говорить об этом пока рано, на сегодня построено только три такие машины: две из них проходят летные испытания и одна проходит статичные испытания. Сертификация МС-21 постоянно откладывается, а поступление этой модели на рынок в имеющих экономический смысл объемах — вообще не вопрос ближайших лет.Бывший чиновник Минтранса РФ Сергей Крутоусов указывает, что МС-21 еще долго не взлетит не из-за американских санкций, а из-за неправильной стратегии руководства российского авиапрома:
Правительство пообещало, что одобрит покупку «Победой» еще 30 боингов, если поймет, что российский авиапром не в состоянии заместить этот заказ.