Президент РФ Владимир Путин одобрил план правительства по восстановлению российской экономики в 2020—2021 году, который содержит порядка 500 пунктов и обойдется в 5 трлн рублей. Он предполагает к концу заданного периода выход на устойчивый рост реальных доходов населения (конкретные цифры не указываются), снижение уровня безработицы до уровня менее 5% и обеспечение темпов роста ВВП не менее 2,5% в год.
Реализация плана делится на три этапа. Первый — стадия адаптации (июнь—сентябрь 2020 года). В этот промежуток требуется не допустить дальнейшего падения доходов населения и распространения рецессии на более широкий круг отраслей, а также стабилизировать ситуацию в наиболее пострадавших отраслях.
На второй стадии (октябрь 2020 — июнь 2021 года) должен наступить восстановительный рост экономики и доходов граждан, при этом следует не допустить осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки. На стадии активного роста (июль—декабрь 2021 года) ставится задача обеспечить устойчивый рост реальных доходов населения и активный экономический рост.
По данным «Интерфакса», из документа следует, что полная отмена карантинных мер в масштабах всей страны возможна лишь во второй половине 2021 года. На первых двух стадиях определенные ограничения сохранятся.
Объективно, но требует доработки
© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ruТеоретически план правительства может быть выполнимым хотя бы потому, что он растянут на 1,5 года, допускает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский. По его мнению, это говорит о том, что власть стала объективно смотреть на темпы восстановления, не обещая, что это случится уже через два месяца. Но сомнения все равно остаются.
По оценкам «Центра развития» Высшей школы экономики, во втором квартале реальные располагаемые доходы россиян в годовом выражении обрушились почти на 22%, и по итогам года спад тоже может оказаться двузначным. Насколько реально в таких условиях добиться устойчивого роста благосостояния населения к концу 2021 года?
Падение доходов россиян однозначно будет двузначным в процентах, — соглашается эксперт. — И идеи по переводу работников на удаленную работу, контракты менее чем на год или установление минимального почасового оклада эту проблему не решат.Не менее актуальной будет проблема с безработицей. Данные в 5,8% предоставлены Росстатом, а его расчеты уже давно не вызывают доверия. При этом само ведомство признает, что пик безработицы случится в третьем квартале текущего года. Соответственно, количество зарегистрированных безработных дойдет до 6,5−7%, а реальных — до 10−11%. Как планируется решать эту проблему — не совсем ясно, так как все пособия идут из бюджета, а он заметно поредеет из-за выпадающих налоговых доходов, отмечает аналитик.
Что же касается роста ВВП, нужно точно понимать, от какого года он планируется. Очевидно, что после ожидаемого провала экономики в этом году (эксперт считает, что ВВП упадет как минимум на 8−10%, официальный прогноз — минус 5%), в 2021-м она вполне может подрасти до заданных уровней. Но вот по сравнению с 2019 годом план выглядит слишком оптимистичным.
Большинство стимулов от государства принимаются несколько позже, чем должны были приниматься, и данный план пока что еще сыроват и требует доработки, — констатирует Кричевский.Хорошо «забытое» старое
© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ruПредставленный правительством сценарий больше похож на «новый анонс» старого плана: он напоминает о национальных проектах, но с другим названием, считает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.
Судя по короткому описанию в СМИ в «новом-старом» плане содержатся все те же тезисы о том, что рост экономики необходимо обеспечить за счет внедрения современных технологий, использования новых возможностей рынка труда, а также развития экспорта и активного импортозамещения. Просто они скорректированы с учетом COVID — 19. Но глобальных новшеств эксперт не видит и предлагает подробнее рассмотреть каждый из трех этапов.
Главным результатом первого этапа, стадии адаптации, предполагается прекращение падения экономики относительно низшей точки II квартала 2020 года. Для этого правительству, скорее всего, даже делать ничего не придется, полагает аналитик. После выхода экономики из самоизоляции, ВВП резко взлетит только за счет начала деятельности огромного количества предприятий.
Результатом второго этапа должен стать восстановительный рост экономики, выход на траекторию устойчивого роста по месячным показателям ВВП, снижение уровня безработицы по сравнению с низшей точкой падения, рост реальных денежных доходов населения до уровня 2019 года. Скорее всего, эти цели к обозначенному сроку (конец второго квартала 2021 года) будут достигнуты только наполовину.
В России начнется устойчивый рост, а также снижение уровня безработицы, однако возврата реальных доходов населения к уровню 2019 года, вероятно, не произойдет, в том числе из-за более высокой инфляции, — прогнозирует эксперт.Результатом заключительного этапа должен стать выход на устойчивые темпы экономического роста в соответствии с целевыми значениями общенационального плана. В рамках национальных проектов темпы роста ВВП должны были быть выше среднемировых, то есть 3%, напоминает Капустянский. И это показывает, что общенациональный план спасения экономики — это все те же национальные проекты только «скорректированные», исходя из текущей действительности, а именно темп роста снижен с 3% до 2,5%.
Однако даже эта цифра выглядит недостижимой, учитывая прежние темпы роста ВВП РФ — 1,6%. Учитывая сложившуюся ситуацию, можно сделать вывод, что обещанное ускорение экономики откладывается, как минимум, до конца следующего года. Это при условии, что не разразится мировой финансовый кризис или мир не накроет вторая волна коронавируса и новая самоизоляция, — предупреждает эксперт.Не хватает деталей
© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ruПока общественности не предоставили возможности ознакомиться со всеми 500 пунктами плана, а это важно, когда оцениваешь столь масштабный документ, отмечает шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарев. Но в тех пунктах, что уже опубликованы, совсем не видно новых масштабных мер по поддержке малого бизнеса, добавляет он. Также непонятно, компаниям из каких направлений сферы услуг и когда всё-таки позволят полноценно работать, и помогут ли им хотя бы на каком-то этапе прямыми субсидиями, а не кредитами.
Интерес с точки зрения материального положения граждан, по его мнению, представляют лишь два пункта. Первый — создание некоего «социального казначейства» для предоставления мер социальной поддержки. Однако пока это кот в мешке: неизвестно, какой именно будет эта помощь и кому. Второй — новый порядок прямых выплат по больничным и пособиям для граждан, имеющих детей. Но опять-таки неясно, идёт ли речь о неких новых, ещё не озвученных, суммах выплат, или об уже утверждённых разовых (10 тыс. рублей на детей от 3 до 16 лет, 5 тыс. рублей в месяц дополнительно родителям, имеющим право на материнский капитал, и т. д.).
Всё это и так потребует как минимум порядка 300 млрд рублей на 2020−2021 годы. А это уже 6% от общей суммы плана в 5 трлн рублей. И неясно, найдётся ли в окончательном плане на поддержку населению существенно больше или нет, — указывает аналитик.Самой действенной статьёй смотрится поддержка ставок по ипотеке, добавляет он, но ведь чтобы ипотеку платить, мало хорошего процента, гражданам ещё и на первый взнос как-то накопить надо, а для этого нужны зарплаты — круг замкнулся.
На что действительно можно было бы теоретически возлагать надежды — это запуск инвестиционного роста, считает Пушкарев. По его мнению, под этим должна подразумеваться ситуация, когда государство делает как минимум три вещи:
— вкладывает венчурные деньги в стартапы и в развитие уже действующих перспективных предприятий, покупая долю бизнеса
— предоставляет за свой счёт площадки для продвижения инновационных или важных в плане импортозамещения товаров и услуг внутри страны
— помогает найти заказчиков за рубежом для налаживания экспортных связей
Если большая часть финансирования плана подразумевала бы именно это, на такие цели не жалко не только пяти, но и пятнадцати триллионов рублей, что вполне по силам стране с учётом накопленных резервов. Но пока что ниоткуда не следует, что подобный подход предлагается хотя бы в рамках уже озвученных 5 трлн рублей, — сетует аналитик.Многие меры были объявлены ещё задолго до кризиса, и в целом есть ощущение, что они просто перекочевали в нынешний план из нацпроектов, поддерживает он выводы коллеги. А нужны действительно прорывные решения, напрямую поощряющие создание новой технологически современной продукции, нужен рост доли инвестиций к ВВП не менее чем на 25%.
Тогда и будет чем прирастать благосостоянию страны, — заключает эксперт.