«Сноуден» (Snowden)
Германия — Франция — США, реж. Оливер Стоун, в ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Шейлин Вудли, Рис Иванс, Мелисса Лео, Закари Куинто, Том Уилкинсон, Скотт Иствуд, Тимоти Олифант, Николас Кейдж.
3-го июня 2013-го года режиссёр-документалист Лора Пойтрас вместе с коллегой встречается в гонконгском отеле с Эдвардом Сноуденом, 29-летним мастером киберконтрразведки, успевшим поработать и на ЦРУ, и на АНБ. Сноуден уверяет, что Агентство национальной безопасности следит не только за террористами, но решительно за всеми, мониторя все мобильники и всю электронную почту в мире: «Не важно, кто ты, все твои действия отслеживаются и записываются». Через несколько дней переданные им в прессу материалы станут мировой сенсацией, а имя Сноудена — синонимом то ли геройства, то ли предательства (смотря с какой стороны посмотреть).
Дальнейшее известно: на родине за раскрытие секретных документов Сноудену может грозить смертная казнь, а потому домой он вряд ли когда-нибудь вернётся. Последние три года он живёт в Москве и (ирония судьбы!) «наслаждается свободами» под защитой другого президента. За завтрашний день Сноуден больше не боится — уже сегодня он сделал его лучше.
Лора же Пойтрас за свою картину «Citizenfour: Правда Сноудена» получила «Оскар» и кучу прочих наград, вновь выведя документальное кино из сферы «чистого искусства» в реальную жизнь, в гущу газетных заголовков. Пусть её работа была скучна и монотонна, но аплодировали ведь не ей, а герою — действия которого были признаны либеральной интеллигенцией подвигом.
Игровой фильм, надо полагать, был задуман именно для того, чтобы противопоставить сухому отчёту Пойтрас нечто живое, искрящееся, более волнующее. Чтобы зритель увидел в этом парне в гостиничном номере настоящего человека — с биографией, с чувствами, с редкой, но улыбкой. Нарисовать новый портрет — уже не карандашом, а масляными красками — был призван, казалось бы, идеальный кандидат: Оливер Стоун, в лучшие свои годы представивший классическое ныне расследование гибели президента Кеннеди и биографию президента Никсона, а позднее не побоявшийся снять сатирический фильм о действующем президенте Буше.
Обращение режиссёра фильма «Сноуден» Оливера Стоуна
Но Стоуну уже 70 (юбилей он празднует как раз сегодня, 15-го сентября), и лучшие его годы остались в прошлом веке. Он по-прежнему любопытен как автор острых документальных лент, либо разоблачающих политику Соединённых Штатов Америки, либо восхваляющих противостоящих ей лидеров других государств. Но в художественном кино его хватка давно уже ослабла; интерес к фильмам Стоуна, конечно же, сохраняется, но сдержанный, без прежнего, некогда заслуженного восхищения. «Сноуден», понятное дело, исключение — и, понятно, почему: не в режиссёре тут дело.
Посвящённая Джулиану Ассанжу «Пятая власть» создавалась, как легко было догадаться, с целью не возвысить, а очернить своего героя: смотрите, мол, какой противный, подлый и злой этот ваш создатель «Викиликс», стоит ли он вообще вашего внимания? Биография Сноудена, напротив, почти житие святого: уважительно, достойно, без единой отрицательной детали.
2004-й год — служба в спецназе: не задалось, сломал ногу, комиссован. Но «защищать Родину можно и по-другому» — следует поступление в ЦРУ. Проходя детектор лжи — утвердительный ответ на обязательный вопрос: «Верите ли вы, что Соединённые Штаты — величайшая страна в мире?» На очном собеседовании: «Самый важный день в вашей жизни?» — «11-е сентября».
Фрагмент из фильма «Сноуден»
Сноуден не закончил, оказывается, школу, но и без этого в совершенстве владеет китайским и японским языками, а на пятичасовой компьютерный тест тратит всего 38 минут. Он патриот, не любит «катить на свою Родину», даже если у правительства «руки по локоть в крови». «Как заставить тебя прозреть?» — задаётся вопросом его девушка Линдси, позднее с удовлетворением отмечая: «Я видела, как внутри тебя растёт либерал».
Не Сноуден виноват в том, что он сделал, — это сама Система, умеющая подключаться к любому ноутбуку на планете, шаг за шагом подвела его к роковому решению. Зачем прикрываться борьбой с терроризмом, когда на самом деле идёт борьба за укрепление социального и экономического контроля Штатов надо всем миром? Зачем говорить о защите граждан, когда во главе угла — защита действующего строя? Позволительно ли тайно управлять всеми странами — хоть Японией, хоть Бразилией, хоть Бельгией, и иметь возможность отключить им свет в случае неблагоприятного развития событий?.. Но главное: зачем за своими же согражданами следить вдвое тщательнее, чем за жителями признанной «настоящей угрозой» России?.. При этом руководитель разведки на глазах у всех солгал Конгрессу, что этого не происходит: как так, для чего, почему?..
Фрагмент из фильма «Сноуден»
Как честный человек Эдвард Сноуден не смог смолчать. До поры до времени он искренне верил, что с приходом к власти Барака Обамы что-то изменится, но поняв, что ошибался, решил рассказать людям, что «в нашем королевстве что-то прогнило». «У людей должна быть возможность ставить под сомнение действия правительства», — говорит в камеру играющий Сноудена Джозеф Гордон-Левитт, и тут его монолог подхватывает уже Сноуден-настоящий, в обозримой перспективе — наш полноправный соотечественник.
Поднятая Сноуденом и обсуждаемая в фильме тема — важнейшая, актуальнейшая, пусть не № 1, но в пятёрке главных обсуждаемых тем сегодняшнего дня. Но подана она без должного порыва, не то что бы лениво, но и без огонька. Гордон-Левитт — отличный актёр, но в борьбе хорошего с лучшим он проигрывает, потому как, создавая полнокровный образ, ему практически не за что зацепиться. Некогда страсть как азартный Оливер Стоун здесь откровенно медлит, затягивая действие на два с лишним часа, добавляя лишнего и стесняясь отрезать длинноты. Телефоны — в микроволновку, набор паролей — под одеялом, — всё это уже было, и весь фильм кажется одним большим повтором, столь же скучным и монотонным, как и оригинал. Конечно, его всё-таки обязательно следует посмотреть, но эта «обязаловка» — хуже иного школьного урока: ну почему столь захватывающую историю нельзя было рассказать с соответствующим задором?..
Ролик о съёмках фильма «Сноуден»
В финале Сноуден признаётся, что более всего опасается, что даже сейчас «в Америке ровным счётом ничего не измениться», а как следствие — наступит полная тирания. К сожалению, картина мало что делает для того, чтобы эти опасения не оправдались. Посмотрев её, можно с уверенностью говорить лишь об одном существенном «изменении», которое случилось наверняка: проносить Кубик Рубика в АНБ теперь уж точно строго-настрого запрещено.