Кино

Сны и музыка Ингмара Бергмана

5 781

14 июня исполняется 94 года со дня рождения замечательного шведского режиссера кино и театра Эрнста Ингмара Бергмана. Появился очередной повод вспомнить его наследие: почти полсотни фильмов, многочисленные театральные постановки и сценарии.

"Фильм - как сон, фильм - как музыка. Ни один другой вид искусства не воздействует в такой степени на наши чувства, не проникает так глубоко в тайники души, скользя мимо нашего повседневного сознания, как кино", - пишет Бергман в книге своих воспоминаний "Латерна Магика". Данное утверждение вовсе не является идеологической установкой в стиле известной ленинской фразы и не имеет отношения к самолюбованию. Это всего лишь одна из попыток режиссера объяснить объяснить суть и цель своих работ. Полученный в детстве кинопроектор, воспитание в семье пастора, одержимость тайнами невыразимых чувств и странных эмоций, попытка проникнуть в пространство грез, где по выражению самого Бергмана "обитали Феллини, Куросава и Тарковский"...

Пожалуй, самой известной работой Ингмара Бергмана является "Седьмая печать". С этой картины началась всемирная слава и статус одного из главных символов авторского кино, в наши дни она стала буквально азбукой для начинающего киномана. Макс Фон Сюдов в роли крестоносца Антониуса Блока, неумолимая Смерть, шахматная доска, приближающийся апокалипсис - все это оставляет незабываемое впечатление.
Антониус Блок и Смерть в фильме
"Седьмая печать" наполнена одновременно средневековым страхом перед неизбежным, смирением перед лицом смерти и даже безразличием по отношению к ней.

Следующая широко известная работа мэтра - снятый в том же 1957 году фильм "Земляничная поляна".
"Наши отношения с людьми обычно состоят из обсуждения их поступков и характеров. В какой-то момент это стало для меня невыносимым, и я добровольно отказался от того, что называется общением. Это привело к тому, что на закате дней я остался один. Всю жизнь я провел в трудах, и счастлив этим", - это вступительный монолог Исака Борга. Ему 78 лет, он врач, живет с экономкой, жена давно умерла, собственный сын ненавидит его, Исаку снится страшный сон с пустынной улицей, часами без стрелок и собственным телом, выпавшим из гроба - такое вот мрачное начало.
Сон Исака Борга.
Ингмар Бергман о съемках "Земляничной поляны":
"Я смоделировал образ, внешне напоминавший отца, но, в сущности, то был от начала и до конца я сам. Я, в возрасте тридцати семи лет, отрезанный от человеческих взаимоотношений, отрезающий человеческие взаимоотношения, самоутверждающийся, замкнувшийся неудачник и при том неудачник по большому счету. Хотя и добившийся успеха. И талантливый. И основательный. И дисциплинированный."
Тем не менее, "Земляничная поляна" оставляет ощущение светлого фильма, наполненного каким-то странным оптимизмом, наполняет уверенностью в необходимости поддержания контакта с близкими людьми.

Практически каждая картина Бергмана повествует о натянутых или запутанных в клубок отношениях. Отношениях между отцом и сыном, между дочерью и матерью, между человеком и Богом. И, конечно, о сложном диалоге внутри каждого из нас. О таких фильмах как "Седьмая печать", "Земляничная поляна", "Персона", "Час волка", "Лицом к лицу", "Причастие", "Молчание", "Сквозь тусклое стекло", "Шепоты и крики" можно говорить бесконечно. Они одновременно просты, практически лишены сложного сюрреализма и загадок, но в то же время представляют собой сложную конструкцию, где каждый диалог и ракурс тщательно продуманы автором и гениально воплощены актерами, оператором и остальными участниками съемки.
Три сестры в кроваво красном интерьере.
Скончался Ингмар Бергман 30 июля 2007 года на острове Форё, где он провел последние годы и ранее снял некоторые из своих фильмов.