Ксения Собчак, как знает уже вся страна, нашла своё счастье в объятиях Максима Виторгана. И пусть поверить в это решаются пока что далеко не все, некоторые находят, что объединить молодых могла не только единая политическая позиция, но и несомненная тяга к Кино. Ведь оба они – актёры, лицедеи, творцы! Киноридус готов взвесить на своих бесстрастных весах вклад каждого «новобрачного» в отечественное искусство - и как дважды два объяснить причины этого столь спешного и неожиданного союза.
Максим Эммануилович вошел под свет юпитеров еще в конце 1980-х, но первым по-настоящему серьезным шагом для него в 1994-м году стала роль Геши в «Прохиндиаде-2». Это было продолжение трагической истории Сан Саныча Любомудрова, умеющего «устраиваться» в тяжелые для Родины дни. И если поначалу речь шла «всего лишь» о советском дефиците, то в 90-е ставки возросли – наступила новая эпоха первоначального накопления капитала. И вот Геша был возлюбленным дочери Любомудрова, которого тот на семейных, так сказать, основаниях решил приобщить к таинствам высшего бизнеса. За что потом, разумеется, сам же и поплатился. Поставил фильм и сыграл в нем главную роль Калягин – тоже, кстати, Сан Саныч. Стать равноправным партнером столь крупного артиста – большая удача для начинающего Виторгана. Только реализоваться в полной мере ему на тот момент не удалось: российский кинематограф вступил в затяжную полосу кризиса. Свою следующую заметную роль актёр сыграл только спустя восемь лет – в фильме «Специальный репортаж, или Супермен этого дня». Который, впрочем, все равно практически никто не увидел.
Своего Калягина для Ксении Анатольевны, к сожалению, не нашлось – но её дебют в 2004-м вышел куда громче. То был фильм «Воры и проститутки. Приз – полёт в космос» – как вы понимаете, Каннскую ветвь имело смысл дать ему уже за одно только название. История с этой картиной была шумной – но всё же не настолько, чтобы пережить десятилетие. Еще до нулевых режиссёр Юрий Кара надумал экранизировать роман Чингиз Айтматова – но не абы как, а в космосе! То есть, не с этими вялыми голливудскими спецэффектами, а всерьез – запустить артистов на орбитальную станцию «Мир». Столь оригинальная идея принадлежала небезызвестному вам Алексею Митрофанову, а исполнитель главной роли Владимир Стеклов даже успешно прошел в Звёздном городке испытания - однако пошумев, всё постепенно рассосалось.
Но осадок остался – и спустя время материализовался уже в виде другого проекта, в котором уже не было Кары и Айтматова, зато остались Стеклов и сюжет про космос. И в который удачно влилась Ксения Собчак, тогда еще только вступавшая в богемный мир светской жизни. Её героиня, журналист-психолог, отважно принимает приглашение русского космического монаха Ювеналия – и отправляется в космос для личной с ним обстоятельной беседы. Точно не ясно, запускали ли саму актрису на орбиту – но выдувала коньяк в условиях невесомости (и в прямом смысле этого слова «выдувала») она мастерски.
В начале нулевых Максим Эммануилович начинает потихоньку сниматься в телесериалах и в лентах, очевидным образом не претендующих на место в вечности. Среди таковых – комедии «Крупногабаритные» и «Кошачий вальс». Первая – про упитанных работников спортивного магазина, которых заставляют в срочном порядке похудеть, дабы не портили своим видом торговлю. Вторая – про нерешительного дизайнера мягких игрушек по имени Лев, которого лишь чудо может превратить в настоящего мужика. Виторган играл собственно Льва – это была его первая «сольная» главная роль. Которую, впрочем, все равно практически никто не увидел.
Ксения Анатольевна же благодаря «Дому-2» довольно быстро стала звездой глянца и гламура – и какое-то время её появления на большом экране сводились лишь к выразительным эпизодам. Но таким, что позавидовала бы любая Сара Бернар! В «Самый лучший фильм» актриса вошла в компании еще трёх таких же богемных красоток – вместе они «сыграли» проституток, которых лирический герой Михаила Галустяна счел «какими-то стрёмными». Зато в не менее эпохальной ленте «Гитлер капут!» Собчак создала незабываемый образ самой Евы Браун – с картошкой во рту. И хоть роли хронометражом были заметно поменьше, нежели у Максима, зато оценить их смогло несравненно большее число благодарных зрителей.
Но настала пора и Максиму Эммануиловичу запомниться народу – и он делает это в компании с «Квартетом И», с которым дружен уже многие годы. Практически друг за другом выходят киноверсии популярных спектаклей «День выборов» и «День радио», в которых Виторган играет одного из ди-джеев «Как бы радио». Его герой там, конечно, далеко, ой как далеко не главный – но важно ведь не количество итоговых секунд, а сам факт участия! К тому же друзья не забыли друга и в дальнейшем – позвав и в следующую свою дилогию, посвященную тому, «О чём говорят мужчины». По отечественным меркам – да еще и с учетом регулярных телеповторов - все эти фильмы стали народными суперхитами, в чем (отчасти) была и заслуга Виторгана.
Ксения Анатольевна в свою очередь продолжала набирать очки - причем не только в коммерческом, но и в авторском кинематографе. В ленте «Никто не знает про секс-2: No sex» у нее уже была главная роль. Её Арабелла ведет экстремальное шоу, участники которого обязуются не подвергать себя сексуальным соблазнам, - ну а Арабелла должна сделать всё, чтобы они проиграли. Казалось бы, Собчак нашла уже своё место в искусстве, однако неожиданный сюрприз всем коллегам преподнёс знаменитый режиссёр Иван Дыховичный – пригласив её в свою комедию «Европа - Азия». Правда, роль была совсем небольшая, а если сказать совсем уж честно - крохотная: на первых же секундах её сбивала несущаяся на всех парах машина. Зато в финале Ксюша Собчак (так героиня была обозначена в титрах) появлялась снова, чтобы как ни в чем не бывало продолжить разговор по телефону и произнести знаменитое: «Какие маньяки, мам? Ну я сама маньяк!». Выразив тем самым всю глубокую суть авторского замысла.
Продолжая дружить с «Квартетом И», Максим Эммануилович не забывал строить и персональную творческую карьеру. Появляясь, например, в любовном треугольнике, составляющем основу картины «Маша и море». Позволим себе привести здесь кем-то смело сочиненную фразу, максимально полно описывающую суть происходящего: «Им неудобно, стыдно, они сопротивляются, но сердцу не прикажешь!». Вот что тут добавишь?.. Разве что название еще одного фильма: «Дед Мороз всегда звонит… трижды!». Тут, пожалуй, и содержание уже пересказывать не надо. Крайнее же, как любят говорить творцы, появление Виторгана на экране состоялось в еще одной праздничной картине: «С новым годом, мамы!». Признаться, несмотря на то, что данный фильм был подарен россиянам совсем недавно, надо серьезно напрячь память, чтобы вспомнить, кого именно там сыграл любимый артист. Что говорит, конечно, лишь об одном: он прекрасно работает в ансамбле!
В отличие от новоприобретенного супруга, Ксения Анатольевна в последние годы стала тщательнее выбирать свои роли. Она сыграла Мальвину в телевизионном (и тоже новогоднем) «Золотом ключике», появилась в нашумевшем сериале «Краткий курс счастливой жизни» и блеснула в роли мадам Ксю-Ксю в очередном суперхите «Ржевский против Наполеона». А в самые ближайшие дни поклонники смогут насладиться её игрой в фильме «Энтропия», который выходит в прокат аккурат в День всех влюбленных. И для которого вся эта шумиха со свадьбой станет, безусловно, отличной рекламой. Собчак играет здесь как будто бы саму себя – в ожидании неминуемого конца света. Насколько её новый образ автобиографичен – пусть судит преданный зритель, от себя же скажем, что картина эта – то еще испытание для человеческой психики.
Дальнейшее творческое будущее Ксении Анатольевны пока под вопросом. Вроде бы она снималась в фильме «Роман с кокаином» - но после внезапной кончины режиссёра Геннадия Сидорова дальнейшая судьба картины неизвестна. Её имя фигурирует и в проекте экранизации знаменитого романа «The телки» - но судьба проекта тоже пока что туманна. Зато у Максима Эммануиловича всё вроде бы очень хорошо. Среди его новых работ – высокобюджетный фантастический фильм «Марсианин», который не хочется смотреть уже после рекламного тизера, «12 месяцев» с Иваном Дорном и, что особенно важно, лента «Отдать концы» Таисии Игуменцевой: она - как уже обещано - этой весной представит Россию на Каннском кинофестивале. Но самое главное – выходящий в конце февраля крупный французский проект «Мёбиус» с участием Жана Дюжардена, Сесиль де Франс и Тима Рота. Угадайте, кого играет там Максим Виторган? Замрите на секунду… Человека по фамилии Sobchak. Вот и всё объяснение.
Однако чем бы ни был новоявленный звёздный брак – рекламной фикцией или подлинной любовью, - от всей души пожелаем Ксении и Максиму счастья и удачи. И новых творческих свершений!