В среду СМИ опубликовали тревожное заявление председателя Комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты РФ Любови Духаниной. Духанина заявила, что российские школы буквально трещат от конфликтов между школьниками и агрессии в отношении учителей, а те оказываются бессильны перед этим вызовом с правовой точки зрения.
«Конфликты становятся частью нашей жизни. Законодательная база позволяет приводить детей с психическими отклонениями в обычные школы, причем без предоставления документов — сегодня школам запрещено требовать со школьников медицинские карты. Направлять ребенка на обследование принудительно школа тоже не имеет права — сегодня это считается нарушением прав человека. Но при этом никто не думает о нарушениях прав окружающих», — бьют тревогу в Общественной палате.
«Странно, но факт — сегодня среди учеников стало модным приходить в школу с удавкой. Причем отнять ее учитель даже не имеет права — это же частная собственность!», передает «Утро.ру» возмущение Духаниной.Действительно ли в школах сложилось столь отчаянное положение, «Ридус» выяснил у председателя совета молодых педагогов ЮАО г. Москвы, эксперта в области электронного обучения, координатора блока «Школьное образование» международной конференции EdCrunch-2015 Александра Гулина.
По словам педагога, обозначенные Любовью Духаниной проблемы действительно существуют. Во многих школах была упразднена должность социального педагога, который отвечал за работу с «трудными» детьми.
«Его обязанности распределяются между остальными педагогами „в нагрузку“. Хорошо, когда это опытный и профессиональный учитель, который может вести воспитательную работу с трудными детьми. В случаях, когда эта работа ведется формально, мы от перегибов на местах не уйдем», — говорит Гулин.
С его точки зрения, в Москве отчаянной ситуацию с агрессией в школе назвать нельзя, даже несмотря на обязанность школы принимать детей с психическими отклонениями в развитии.
«Школы обязаны брать всех, но только по месту регистрации. Никто при этом не отменял такие институты, как инспекция по делам несовершеннолетних и участковые уполномоченные полиции. Они тоже должны выявлять среди подростков группу риска, вести просветительскую работу, предотвращать негативные последствия. Все начинается с постановки ребенка на внутришкольный учет и вызова родителей. Если ребенок социально опасен, другие родители могут организованно подать жалобу, этот механизм есть», отмечает педагог.В поисках решения проблем детей Александр Гулин предлагает взрослым заглянуть в интернет.
«Дети изменились, они до 80 процентов своего времени проводят так или иначе с интернетом. И тут камень не столько в огород школы, сколько в огород родителей. Школа не должна в одиночку нести всю тяжесть ответственности за детей. В первую очередь надо работать с родителями, и не только с теми, у кого проблемные дети. Перед всеми родителями надо поставить вопрос о том объеме времени, которое дети проводят в интернете, и о той агрессии, которую они проявляют там друг к другу», — замечает Гулин.
Правильный распорядок дня — залог не только физического, но и психологического здоровья учащихся.
«Родителям следует зайти на страницы детей в социальные сети и посмотреть на время их активности. Часто это час ночи, два часа ночи. Когда ребенок потом приходит на урок хронически не выспавшийся, уставший, раздраженный, из-за этого может быть конфликт как со сверстниками, так и с учителем», советует педагог.«Что касается изъятия у школьника каких-то вещей, то если речь идет о дорогом смартфоне, то забирать его действительно нельзя. А вот опасные вещи — не только можно, но и нужно. Учитель несет уголовную ответственность за жизнь и здоровье детей в стенах школы», — заключает Александр Гулин.