Наука и техника

Соединяя нации и континенты: зачем люди наводят мосты

0 1010

С недавних пор Россия включилась в мировое состязание мостостроителей. Это весьма симптоматично для державы, традиционно олицетворяющей соединение Востока с Западом. Но мы постараемся говорить не о геополитических мостах, а об обыкновенных, связывающих разделенные участки суши. Хотя обыкновенными их подчас и не назовешь — настолько они потрясают воображение. Грандиозные и одновременно изящные, эти инженерные сооружения символизируют объединение человечества, глобальную связь, общность.

Самый большой пролет

© Сергей Бобылев/ТАСС

Российские проекты тоже порой получают призовые места в различных «номинациях» мостов. Таков, например, мост под названием Русский. Построенный к саммиту АТЭС во Владивостоке в 2012 году, он перекинут через пролив Босфор Восточный и связывает город с островом Русский, где проходили некоторые мероприятия саммита. Мост имеет самую большую в мире протяженность подвесной части среди вантовых мостов — 1104 метра. Это на 16 метров больше, чем у ближайшего соперника в соседнем Китае — моста Сутун в провинции Цзянсу. Правда, с тех пор как закончился саммит, особого хозяйственного значения Русский мост, увы, не имеет, что вызвало даже упреки в адрес его создателей в нерациональном проектировании.

Соединяя берега морей…

© Виталий Тимкив/ТАСС

А еще наши супермосты, как правило, имеют стратегическое значение, поскольку связывают ранее разделенные части суши и могут стать основой для новых транспортных коридоров. В 2018 году должен быть достроен мост через Керченский пролив (по крайней мере, его автомобильная часть) длиной 18 километров. Он побьет европейский рекорд по протяженности мостов, который сейчас принадлежит португальскому мосту Васко да Гама, — 17,2 километра. Сама идея моста через Керченский пролив возникла еще при царе, а в годы войны здесь работала канатная переправа. Затем был даже возведен железнодорожный мост на деревянных опорах, но его в первую же зиму разрушило льдом. Идея построить здесь полноценный мост вновь возродилась после распада СССР, но лишь в результате присоединения Крыма к России она получила шансы воплотиться. При строительстве Керченского моста максимально используются естественные «подспорья» — дорога частично пройдет по острову Тузла, который, таким образом, вновь станет косой, соединившись с Таманским берегом. Окончательная стоимость проекта пока неизвестна, но ориентировочно мост обойдется в 230 миллиардов рублей.

А тем временем далеко на востоке уже планируется другая масштабная стройка — мост на остров Сахалин. Это тоже давняя мечта: она появилась в середине XX века. Мост будет короче Керченского, ведь в самом узком месте пролива Невельского Сахалин отделяют от материка всего 7,3 километра. Но он получится дороже: его стоимость оценивается в 286 миллиардов рублей — по крайней мере, такую цифру озвучил президент Владимир Путин, анонсируя проект на Восточном экономическом форуме в сентябре этого года. А в Минтрансе называют и более страшные цифры — около 500 миллиардов рублей. Оно и понятно: ведь речь идет о мосте в океане! Да и подъездные пути тут придется строить практически с нуля. Но даже и это не запредельные деньги для такого мегапроекта, который должен превратить огромный и богатый ресурсами остров в полуостров! А в более далекой перспективе не исключено и сооружение транспортного перехода с Сахалина на Хоккайдо — что вкупе с мостом на материк сделает возможным наладить сухопутный транспортный коридор между Японией и Европой.

Самые-самые

© wikimedia.org

В наши дни большинство самых грандиозных сооружений в мире появляются, как правило, в Китае (у него много денег и амбиций!). Например, именно в Поднебесной находится самый длинный на сегодня мост над водой — он соединяет порт Циндао с островом Хуандао через залив Цзаочжоу. Построенный в 2011 году, он имеет длину 42,5 километра и занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Это балочный мост, который поддерживают около 5200 опор.

Есть в Китае и гораздо более длинный мост — Даньян-Куньшаньский виадук протяженностью почти 165 километров. Это не вполне мост в обыденном понимании, поскольку он не связывает два берега, а проходит в основном над землей, обеспечивая беспрепятственное движение поездов высокоскоростной железной дороги Пекин — Шанхай. В отличие от Великой китайской стены, которая строилась несколько столетий, это инженерное чудо стоимостью 10 миллиардов долларов, было возведено всего за два года. Кстати, второе и третье место по абсолютной протяженности тоже занимают китайские виадуки — Тяньцзиньский (113,7 километра) и Чжэнчжоуский (80 километров).

По экономической эффективности среди супермостов есть другой чемпион, тоже в Китае. Это мост Ханчжоу, длиной всего каких-то 36 километров. Он является частью грандиозного скоростного шоссе, проходящего вдоль восточного побережья КНР. За счет этого моста удалось сократить путь между Нинбо и Шанхаем на целых 120 километров, то есть в 4 раза! Мост сооружался в 2003—2008 годах по проекту китайского инженера Ванг Йонга прямо в бурном море и сейсмически опасной зоне. И удался на славу: его признали одним из красивейших в мире.

© BarcroftMedia/TASS

А еще в Китае находится самый длинный (возможно, и единственный) в мире стеклянный мост — над долиной Пиньян в провинции Хэнань. Он имеет протяженность 300 метров и связывает две соседние горные вершины на высоте 180 метров. Неспроста он получил название «Мост храбрых людей»: далеко не все туристы решаются пройти по прозрачному настилу над бездной.

Самые висячие

© flickr.com

Мосты различаются по конструкции на два основных типа: балочные — жестко лежащие на опорах, и распорные, у которых часть нагрузки перераспределяется в горизонтальном направлении. К последним относятся арочные (древнейший тип), вантовые (подвешенные к пилонам-опорам множеством тросов) и висячие (подвешенные к продольным канатам, которые работают на растяжение). Так вот, наш Русский мост — самый протяженный из вантовых. А висячие мосты бывают еще больше: самым длинным из них долгое время оставались знаменитые Золотые Ворота в Сан-Франциско, сооруженные во время Великой депрессии в 1933—1937 годах. Длина его подвешенной части — 1280 метров. Это мост-символ, до сих пор один из самых узнаваемых в мире.

© flickr.com

Однако уже в 1964 году он уступил первое место по длине мосту Верразано в Нью-Йорке (1298 метров). Затем пальма первенства перекочевала из Америки в Европу: в 1981 году был открыт мост Хамбер в Великобритании, длиной 1410 метров. Но и он удерживал лидерство недолго: с 1998 года самым длинным в мире висячим мостом является Акаси-Кайкё, или Перламутровый мост, в Японии — его подвесная часть имеет длину 1991 метр. Это тоже рекорд Гиннесса. На втором месте в этой номинации — опять же китайцы с мостом Сихоумэнь (1650 метров, 2009 год). В Китае же находится и самый длинный в мире арочный мост — Лупу в Шанхае (3900 метров).

Заоблачные мосты

© flickr.com

Самым высоким в мире мостом на искусственных опорах является виадук неподалеку от города Мийо во Франции: от земли его отделяет местами более 340 метров. Причем это мост-шоссе: по нему проходит скоростная трасса из Парижа в Безье, ощущения от поездки по которой можно сравнить с полетом.

Самый древний мост

© visualhunt.com

Из всех ныне действующих самым старым мостом считается 136-метровый Понте Мильвио, переброшенный через реку Тибр в черте Рима. Первое упоминание о нем относится ко временам Второй Пунической войны между Римом и Карфагеном — 207 году до нашей эры. Правда, тогда он был еще деревянным. Но спустя всего сто лет (в 110—109 годах до н. э.) его заменили каменным сооружением, дошедшим до наших дней. По нему пролегала Фламиниева дорога, соединяющая Рим с побережьем Адриатики. Кого только не видели эти камни за две с лишним тысячи лет! По мосту Мильвио проезжали Юлий Цезарь, только что перешедший Рубикон, и Карл Великий, следовавший в Рим на коронацию. Видел мост и немало сражений: в 312 году прямо на нем Константин Великий победил своего соправителя Максенция; в 538 году мост пострадал в битве между византийским экспедиционным корпусом Велизария и готами, в XIV веке — в ходе клановых разборок средневековой Италии. Наконец, в 1849 году мост был практически разрушен войсками Гарибальди, но восстановлен в первозданном виде в 1870 году. Сейчас мост «на пенсии»: он охраняется государством как памятник архитектуры и с 1956 года закрыт для автотранспорта.

© visualhunt.com

Зато он стал пользоваться популярностью у влюбленных пар: в знак крепости своих чувств они вешают замочки на фонарные столбы моста, а ключ выкидывают в реку — чтобы никто не разорвал их союз. Один из столбов, кстати, уже рухнул под тяжестью этих «семейных уз».

Мосты будущего

А теперь вернемся из прошлого и посмотрим в будущее. Каких мостов не хватает современному миру? Какие еще проливы разделяют человечество? Ла-Манш? Под ним есть тоннель. Босфор? Через него перекинуты мосты. Берингов пролив? Да, вот достойная цель для мостостроителей. Он по-прежнему отделяет Америку от Евразии, США — от России. Это очевидно недостающее звено мировой транспортной системы. Впервые идея соединить два материка была высказана еще в конце XIX века. Затем к ней возвращались несколько раз, в том числе во время Второй мировой войны. А в 1960-е годы американские инженеры выдвинули концепцию соединения транспортной и энергетической систем СССР и США через Берингов пролив — ICL-World Link. То есть по тоннелю предлагалось проложить и рельсы, и асфальт, и трубопроводы, и силовой кабель. Проект активно обсуждался в 90-е и нулевые годы, выделялись немалые средства на его проработку. Но каждый раз все срывалось. Беда в том, что Берингов пролив — это не только водораздел между материками: это еще и пропасть между двумя геополитическими полюсами нашего мира! А они пока не готовы наводить мосты.