Военное дело Политика

Соколиная охота НАТО в Балтийском море

0 5878

С 11 по 14 ноября в водах Балтийского моря состоялись противолодочные учения НАТО Merlin (с англ.: кречет, птица семейства соколиных). Многонациональные мероприятия боевой подготовки столь узкой направленности в данном регионе отмечаются впервые. Аналогичные Dynamic Mongoose и Dynamic Manta проводятся в Северной Атлантике и Средиземном море. Это вполне объяснимо — страх от российской подводной угрозы в мыслях натовских адмиралов должен присутствовать всегда, даже если её там нет.

Периодически проводящиеся на Балтике учения BALTOPS и Northern Coasts являются более масштабными. Действия против подводных лодок на них — только одна из отрабатываемых задач наравне с ударными, десантными и другими заданиями.

Так в чём же дело? Неужели исполнилась давняя шведская мечта погонять балтийскую селёдку совместными усилиями?

Шведская паранойя заразила НАТО

Шведский синдром подводной угрозы известен давно, ещё с советских времён. Двадцать седьмого октября 1981 года из-за навигационной ошибки потаённое судно Балтийского флота С-363 (проект 613) оказалась на камнях близ главной шведской военно-морской базы Карлскруна. Виновница получила от флотских юмористов прозвище «Шведский комсомолец», а потомки викингов на долгие годы впали в панический ступор. За советскую субмарину стали принимать любой подводный шум, вплоть до неприличных звуков, издаваемых селёдкой.

ВМС Королевства поднимались по тревоге множество раз, а политики выдвигали претензии по дипломатическим каналам. Всё было тщетно. Нет тела — нет дела, как говорят англичане. В октябре 2014 года недалеко от Стокгольма даже была развёрнута противолодочная операция с привлечением авиации, поскольку связисты перехватили какой-то сигнал.

Субмарина была обнаружена в территориальных водах, но не военнослужащими, а организацией Ocean X Team, занимающейся поиском исторических артефактов под водой. В ходе её обследования выяснилось, что это затонувшая более века назад российская подводная лодка «Сом». В мае 1916 года она патрулировала пролив между материковой нейтральной Швецией и Аландскими островами (в то время входили в состав Российской империи), соединяющий Ботнический залив с Балтийским морем. Эти воды являлись важной морской коммуникацией, по которой в Германию доставлялись стратегические грузы, включая железную руду из порта Лулео. Гибель корабля произошла из-за столкновения со шведским пароходом Angermanland. Существует версия, что капитан преднамеренно протаранил лодку, опасаясь досмотра.

Подводная лодка «Сом» во Владивостоке, 1904 год. © techinsider.ru

Интересную статистику шестилетней давности приводило издание «Коммерсантъ». Из интервью с Маттиасом Йоранссоном, автором книги «Bjornen kommer» («Идёт медведь»), следовало, что между 1980 и 1995 годами зарегистрировано 6437 случаев «наблюдения» русских подводных лодок. В 1982 году в районе Хоршфьарден даже велась настоящая охота за советскими субмаринами «на гусеничном ходу». Не подтвердилось ни одного контакта. Во время последнего инцидента, десять лет тому назад, поступило около 300 сигналов от населения за одну неделю. С его слов, в общей сложности наберётся около десяти тысяч подобных случаев.

В итоге шведы нашли защиту в НАТО, но хроническая болезнь может стать заразной. Ведь согласно пресловутой статье 5 Вашингтонского договора на «любой чих» должна слетаться вся королевская рать. Но в этот раз сюжет развернулся на 180 градусов: соколиная охота велась за шведской подводной лодкой. Клин вышибают клином?

Охотники за удачей

Противолодочные учения НАТО Merlin проходили в исключительной экономической зоне Швеции между материковой частью и островом Готланд. Там как раз имеется впадина с глубинами более 100 метров, в которой подводному противнику удобно прятаться.

Район проведения и состав противолодочных сил на учениях Merlin. © Коллаж автора по материалам vesselfinder.com/ru

По данным MARCOM (Центральное командование морскими силами НАТО), в Merlin-24 задействовался полный спектр морских средств, включая подводные лодки, надводные корабли и морские патрульные самолёты, что должно позволить военно-морским силам НАТО повысить оперативную совместимость и отточить важнейшие навыки в выполнении сложных боевых задач, таких как противолодочная борьба, противодействие надводным кораблям и морское патрулирование, уделяя особое внимание отслеживанию средств противника и повышению осведомлённости о ситуации в море.

Но по состоянию на 13 ноября в море и над его акваторией на доступных ресурсах наблюдалась только постоянная морская группа НАТО № 1 (Standing NATO Maritime Group One, SNMG1), ориентированная на аналогичные действия в Северной Атлантике. В её составе находилось пять фрегатов и один танкер-заправщик. Командовал SNMG1 датчанин Томас Расмуссен. Корабельный состав группы не отличается молодостью, 67% судов имеют возраст от 30 до 42 лет. И только два из них введены в боевой состав национальных флотов шесть лет тому назад: флагман соединения норвежский танкер-заправщик Maud (A530) и французский фрегат Auvergne (D654). Причём Auvergne был последним кораблём НАТО, посетившим Чёрное море и Одессу в декабре 2021 года.

Подводные силы предоставляла Швеция. На доступных ресурсах подводные лодки проявляются очень редко и только в надводном положении, но будет уместно напомнить, что и здесь не всё хорошо. В боевом составе Королевских ВМС значится четыре субмарины. Одна типа Södermanland, 35 лет от роду, и три типа Gotland, 26–28 лет. Разрекламированные А26 в количестве двух единиц строятся около 18 лет с переменным успехом. Очередной срок принятия их в боевой состав намечается в этом или следующем году. Меня как автора этой статьи можно упрекнуть, что на Западе применяются неатомные подводные лодки с воздухонезависимой энергетической установкой. Но «Ридус» уже рассказывал об их недостатках.

По сведениям официального издания Королевского флота Великобритании Naval News, Merlin станет третьим ежегодным региональным учением Североатлантического союза, посвящённым противолодочным операциям, наряду с давно существующими Dynamic Mongoose в Северной Атлантике и Dynamic Manta в Средиземном море.

Странно, что решающим фактором для проведения новых учений стало вступление Швеции в НАТО и включение противолодочных возможностей её флота в противолодочные силы Альянса, включая Балтийский регион.

Во-первых, не только ВМС, но и другие виды Вооружённых сил этой страны уже давно принимают участие в мероприятиях оперативной и боевой подготовки НАТО. А во-вторых, в данном случае шведы изображали жертву, то есть охота шла за шведской подводной лодкой. Впрочем, она могла быть и не одна. Это несколько усложняет сценарий, поскольку легко предположить, что кто-то будет играть под водой «за синих», а кто-то «за красных», но зачем такая подготовка потомкам викингов? Они и сами могут организовать её для себя.

Примечательно, что из десяти заявленных стран (Бельгия, Дания, Франция, Германия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Швеция, Великобритания и США) имеют непосредственное отношение к Балтике только три (Швеция, ФРГ и Дания), а в составе SNMG1 нет ни одного корабля балтийской страны. То есть напрашивается вывод, что это очередная натовская брехня, а на самом деле продолжается обычная практика с поиском путей для дестабилизации и без того непростой обстановки в этом регионе после диверсий на «Северных потоках». Планируется новый управляемый хаос? Противолодочных сил от США, Великобритании, Германии и Дании на тех же ресурсах замечено не было, в том числе и заявленной авиации. Может, погода помешала? Ведь Балтика осенью бывает сурова.

Контр-адмирал ВМС США Брет Грэйбб, назначенный в MARCOM на должность командующего подводными силами (COMSUBNATO) высказался про эти учения следующим образом: «Для нас имеет смысл начать практиковаться в противолодочной борьбе на Балтике. Нам нужно расширить знания в этой новой зоне боевых действий». А кто-то думал про мир, дружбу и жвачку? Впрочем, такое заявление наталкивает на другую мысль.

Драку заказывали?

На сегодняшний день подводные силы НАТО в Балтийском регионе, кроме шведских старушек, представлены ФРГ. Германское соединение дислоцируется в Эккернфёрде и состоит из шести подводных лодок проекта 212А возрастом от 13 до 22 лет.

Военно-морская база в Эккернфёрде. © google.hn/maps

Готовится к восстановлению своего присутствия в подводной среде Польша. В конце октября её военная делегация посетила штаб-квартиру HD Hyundai Heavy Industries (HD HHI) в Ульсане (Республика Корея). При этом в преддверии тендера по проекту Orca (программа по закупке субмарин для своих ВМС) состоялся осмотр строящихся подводных лодок HD HHI, в том числе 3000-тонной Shin Chae-ho и 1800-тонной Yun Bong-gil. Подбираются к этому вопросу поляки уже давно, но конца пока не видно.

В то же время за последние 28 лет «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге построили 31 подводную лодку. Из них: 17 судов для иностранных заказчиков (проект 636: Китай, Вьетнам и Алжир) и 14 — для ВМФ России (11 проекта 636.3 и 3 проекта 677). Все они проходили испытания на Балтике. Продолжается строительство ещё 7 субмарин (5 проекта 636.3 и 2 проекта 677). Новые корабли уже вошли в боевой состав Черноморского и Тихоокеанского флотов. Идёт плановая замена на Северном флоте. В ближайшее время ожидается поступление на Балтийский флот.

Очевидно, что долгожданное восстановление российского подплава Балтики сильно встревожило Брюссель с Вашингтоном. Лодки-то не простые — с крылатыми ракетами «Калибр», применение которых отработано в сирийской кампании и в ходе специальной военной операции. Пока подводные силы НАТО стареют, а их адмиралы проводят конкурсы за тридевять земель, мы строим флот России. Для драки, если нас вынудят, он должен быть современным. Как говорил адмирал Эссен: «Хороший флот дорог, но плохой обходится дороже».