Общество Экономика

Сопредседатель Союза потребителей РФ Койтов призвал ФАС урегулировать цену контактных линз

0 1597

Сделанное накануне компанией Johnson & Johnson заявление о приостановке импорта контактных линз Acuvue Oasys и Acuvue True Eyes в Россию мгновенно спровоцировало существенный рост цен как на эти бренды линз, так и на другие, включая отечественные.

На российских маркетплейсах контактные линзы кратно прибавили в стоимости, несмотря на то, что с марта 2023 года очки и линзы внесены правительством в «Рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости».

Отечественные СМИ предсказывают жесткий дефицит линз в ближайшем будущем. Тем временем Минпромторг заверил, что готов включить линзы в список товаров для параллельного импорта, если их перестанут поставлять в страну.

Сопредседатель Союза потребителей РФ по международным отношениям и цифровой сфере член экспертного совета Госдумы по регулированию потребительского рынка и защите прав потребителей Алексей Койтов убежден, что в ситуацию с резким скачком цен должна вмешаться Федеральная антимонопольная служба.

«Любые рынки всегда очень чувствительны, — поясняет эксперт в беседе с „Ридусом“. — Есть основной закон: спрос рождает предложение. В теории это определяет баланс цены: спрос выше предложения — цена растет, когда наоборот — цена падает. Но это все теория, а на практике получается, что любые заявления, которые так или иначе влияют на перераспределение баланса спроса и предложения, моментально отражаются на ценах. Это, кстати, очень четко видно по фондовым рынкам ценных бумаг. На товарных рынках, по сути, происходит ровно то же самое, особенно когда мы не первый год находимся в режиме санкционного давления: потребители и продавцы очень чутко на такие заявления реагируют».

«На эту ситуацию должна обратить внимание Федеральная антимонопольная служба. Ведомство должно дать оценку росту цен в пределах своих полномочий и компетенций. Изменение баланса спроса и предложения на фоне подобных заявлений — это естественный процесс, но если он происходит, мягко говоря, быстрее, чем должен, если есть признаки манипулятивного характера, то регулятор должен отреагировать жесткими мерами», — подчеркнул Койтов.

Всем понятно, что основная цель бизнеса — это извлечение прибыли. Но принципы человечности, адекватности и добросовестного поведения должны главенствовать, убежден сопредседатель Союза потребителей РФ.

«Мы всегда призываем к добросовестному поведению на рынках, — продолжил эксперт. — В разных отраслях приняты кодексы добросовестных практик. Возможно, маркетплейсы могут и сами отреагировать на это явление в ручном режиме, пообщавшись с продавцами, которые взвинтили цены. Это было бы замечательно и показательно с точки зрения эволюционного развития нашего рынка».

«Рынок должен себя регулировать, самостоятельно реагируя на подобные всплески, не дожидаясь реакции антимонопольного ведомства и других контролирующих органов».

Койтов заверил, что Союз потребителей в ближайшее время свяжется с отечественными маркетплейсами с призывом как-то отреагировать (в пределах возможностей) на ситуацию с ростом цен на контактные линзы.

«Это не является обязательным по закону или по их внутренним правилам, но они могут это сделать. Это будет хорошим признаком динамичного и позитивного развития нашего рынка», — заключил эксперт.

Накануне в Wildberries заявили, что не видят дефицита контактных линз и их подорожания. На момент написания материала компания «Озон» не ответила на запрос «Ридуса».

С февраля 2022 года, когда Россия начала специальную военную операцию на Украине, российский рынок покинули более полутысячи иностранных компаний. В ближайшее время еще 151 компания уйдет из России. Организации находятся в процессе сворачивания своей деятельности в стране. Еще 175 компаний предпринимают попытки «выиграть время», 230 (преимущественно китайские) медлят.