Кино

Сорок лет назад состоялась премьера фильма «Они сражались за Родину»

6 654

— В советское время любой фильм можно было считать «госзаказом», но в данном случае госзаказ был особенным: к 30-летию Победы нужна была именно что особая картина. Выбор Сергея Бондарчука на роль постановщика большого батального полотна казался совершенно естественным: за плечами режиссёра уже была четырёхсерийная «Война и мир» и снятое за рубежом «Ватерлоо» — настала пора перенести этот невероятный опыт из наполеоновской эпохи на историю Великой Отечественной. Однако тогдашние «продюсеры», в числе которых был министр обороны, дважды Герой Советского Союза Андрей Гречко, поначалу звали Бондарчука снимать другое кино: к экранизации предлагались мемуары самого маршала «Битва за Кавказ».

— Но Бондарчук своих начальников «переиграл» — выступив с идеей перенести на экран незавершённый роман Михаила Шолохова «Они сражались за Родину». Против такого предложения, на первый взгляд, сложно было бы что-то возразить. Во-первых, сам писатель — любимец страны, полковник, орденоносец, академик, признанный во всём мире Нобелевский лауреат. Во-вторых, Бондарчук как режиссёр дебютировал в кино экранизацией именно что шолоховского рассказа «Судьба человека»: в 1959-м фильм получил главный приз Московского кинофестиваля и заслуженно пользовался всенародной любовью. Вроде бы — звёзды снова сложились.

1 Кадр из фильма "Они сражались за Родину"

— Тем не менее, определённые проблемы с утверждением предложенного произведения были. Начать с того, что «парадностью» там и не пахло: роман рассказывает о том сложном, трагическом периоде войны, когда наши войска не шли вперёд, а отступали под натиском противника. Считается, что это стало одной из причин, не позволивших Шолохову закончить задуманное: «в стол» писать он не привык, а печатать полностью всю правду тогда бы не стали. Много позже, впрочем, возникли теории, что дело было в другом: мол, «Они сражались за Родину» остались не дописанными потому, что их настоящий автор — Андрей Платонов — умер ещё в 1951-м. Но оставим рассуждения на этот счёт литературоведам; сейчас для нас важнее тот факт, что сценарию, в основу которого легли опубликованные главы из романа, всё-таки дали «зелёный свет» — а уж в том, что автором фильма был Бондарчук, сомневаться никак не приходиться.

— Снимать картину было решено ровно там, где происходит действие романа — в 150 км от Волгограда, на границе Дона и Волги, в станице Клетской и хуторе Мелологовском. Несмотря на то, что война давно уже была позади, вызванным сапёрам пришлось изрядно попотеть: о прошедших боях тут помнила, казалось, каждая пядь земли, неразорвавшиеся мины и снаряды находились то тут, то там. Однако были проблемы и иного характера: в хуторе ведь по-прежнему жили люди, а по замыслу режиссёра война должна была прийти сюда снова «взаправду» — и всё вокруг предстояло сжечь. Пришлось — получив правительственное одобрение — идти на крайние меры: расселять всех местных, платить «отступные». Но покидать насиженное место хотели не все — и одна старушка наотрез отказалась уезжать из дома. Киношники смирились, благо дом этот стоял в стороне от прочих; но когда съёмки закончились, старушка так и осталась доживать свои дни в полном одиночестве: бывшие её соседи сюда уже не вернулись.

2 Кадр из фильма "Они сражались за Родину"

— Актёрский ансамбль подобрался сверхзвёздным: сам Бондарчук, Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иван Лапиков (подзабытый сегодня, но очень популярный в своё время), Николай Губенко, Евгений Самойлов, Андрей Ростоцкий, Иннокентий Смоктуновский, Нонна Мордюкова, Ирина Скобцева, Ангелина Степанова, Лидия Федосеева-Шукшина… Озвученный список далеко не полон: кем-то подсчитано, что всего в фильме 57 «значимых» ролей и ещё 80 — второплановых. А уж про массовку и вовсе говорить не приходится, хотя привлечённые к съёмкам солдаты и сокращали затраты, поочередно изображая то своих, то чужих — чего, конечно, в кадре никто не заметит.

— Оператором на картину Бондарчук позвал Вадима Юсова, который в предыдущие полтора десятилетия работал только с Андреем Тарковским и Георгием Данелией: после «Иванова детства» — «Я шагаю по Москве», после «Андрея Рублёва» — «Не горюй!», после «Соляриса» — «Совсем пропащий». С Бондарчуком же Юсов позже снял ещё дилогию «Красные колокола» и «Бориса Годунова».

3 Кадр из фильма "Они сражались за Родину"

— Несмотря на то, что практически все члены съёмочной группы хорошо помнили военное время, избежать некоторых «ляпов» не удалось. Многие, например, замечают, что немецкие бомбардировщики выглядят здесь не совсем так, как в кадрах хроники или на фотографиях. Действительно, вместо «мессершмиттов» в сцене воздушной атаки задействованы реактивные самолёты, созданные много позже окончания боевых действий. Но объяснить такой «просчёт» просто: оригинальная техника к тому моменту давно уже не летала, а использовать комбинированные съёмки с «игрушечными» моделями не стали, дабы не разрушать реалистическую ткань повествования. Компьютеров с подвластными им спецэффектами тогда не было, вот и пришлось идти «против правды» — в пределах допустимого, разумеется.

— Вскоре после отечественной премьеры фильм показали в конкурсной программе 28-го Каннского кинофестиваля. Но никаких призов ему там не досталось — не помогло и то, что в состав жюри была приглашена наша Юлия Солнцева, знаменитая соратница Александра Довженко. Возможно, это связано с тем, что главный приз судьи предпочли отдать другой отчасти военной ленте, казавшейся тогда более актуальной — алжирской «Хронике огненных лет», рассказавшей о национально-освободительном движении, положившем конец французскому колониализму. Но существует и другая версия, согласно которой Канны страсть как хотели заполучить в конкурс «Зеркало» Андрея Тарковского, картину, которую на родине пусть и не запретили, но и не одобрили. А Советский Союз буквально «впихнул» на фестиваль Бондарчука, своего официального и всячески «проверенного» делегата. Закулисные интриги пошли фильму во вред и сказались на итоговой оценке.

4 Кадр из фильма "Они сражались за Родину"

— Между тем у нас ленту только в первый год проката посмотрело порядка сорока миллионов человек, многие из которых не поленились потом отослать анкету со своим мнением о лучших киноработах года в журнал «Советский экран». Согласно результатам голосования творческий дуэт (если так можно выразиться) Сергея Бондарчука и Михаила Шолохова повторил достижение 16-летней давности: как и «Судьба человека», фильм «Они сражались за Родину» был признан зрителями лучшим фильмом 1975-го года.

— А лучшим актёром года второй раз подряд был назван Василий Шукшин — ранее и актёрской, и режиссёрской наградой «Советского экрана» была отмечена его «Калина красная». Увы, для Шукшина все эти призы были уже посмертными: он умер всего через полгода после премьеры своего лучшего фильма, как раз на съёмках эпика Бондарчука. Ему было всего 45, причины смерти до сих пор остаются предметом определённых спекуляций. Последнюю его роль — оставалось снять пару сцен с участием героя и пройти процесс озвучания картины — помогли доделать коллеги.

Но смерть — для кино понятие относительное. Сегодня с нами остались единицы из той съёмочной группы — Скобцева, Губенко, композитор Вячеслав Овчинников… Но хотя ушли уже многие из создателей великого фильма, их творение продолжает жить на экране. Более того, картина не просто жива - её и поныне называют одним из лучших наших фильмов о войне. Причём, что особенно ценно, так считают и молодые зрители, которые благодаря Шолохову, Бондарчуку, превосходным актёрам узнают о Великой Отечественной чуть больше, чем скажут страницы обычного учебника истории.