Джордж Сорос заявил в интервью Bloomberg, что резервов России хватит на пару лет, а самым сложным годом будет 2017-й.
«Россия сейчас в очень слабом положении. У страны есть достаточно резервов, но их хватит на ближайшую пару лет. Им предстоит серьезный год — 2017-й, когда значительная часть их будет израсходована. Но сокращение расходов бюджета нарушает своего рода договор с обществом, который делает Путина столь популярным».
Риск, что Россия проест все свои сбережения в течение года, в самом деле велик, говорит главный аналитик компании «Управление сбережениями» Александр Потавин.
«Бюджет, который сверстан на 2016 год, даже с трехпроцентным дефицитом, уже подвергся секвестру, так как был сверстан из расчета 50 долларов за баррель. А так как нефть в январе торгуется в районе 30, то наполнить бюджет только за счет экспорта нефти невозможно», — сказал он «Ридусу».
Альтернативные нефти варианты — это либо включение печатного станка и, как следствие, дальнейшая девальвация рубля, либо увеличение налоговой нагрузки.
Шанс на позитивную альтернативу — увеличение реальной (производящей товары и услуги) экономики — выглядит наименее вероятным, поскольку правительство России пребывает в откровенном ступоре.
«Похоже, что у правительства случился паралич воли. Никаких предложений по радикальной смене экономической модели оно не предлагает. Они молятся на восстановление цен на нефть как единственное спасение», — говорит Потавин.
Пока правительство боится тронуть карточный домик российской экономики из опасения, что вся конструкция моментально рухнет, Резервный фонд тает не по дням, а по часам. На начало 2016 года он сократился до 3,640 млрд рублей.
Темпы нарастания бюджетного дефицита таковы, что бюджет, утвержденный в декабре 2015, стало невозможно исполнить всего несколько недель спустя. И еще неделю спустя вновь появились разговоры о том, что помимо уже произведенного 10-процентного сокращения расходов потребуется еще одно.
При сохранение текущего тренда к началу 2017 года денег в бюджете России не останется, о чем и предупреждает Сорос. Но это не значит, что в 2017 году российская экономика достигнет дна, и начнется автоматический отскок.
Дна у этого процесса нет, как нет его у черной дыры. По такой схеме российская экономика может коллапсировать неограниченно долго — как звезда, падающая в сингулярность. Экстраполировать деградацию экономики можно хоть до уровня Буркина-Фасо; но, судя по настроениям россиян на данный момент, второй революции в 17-м году не случится, считает аналитик.